Thursday, October 12, 2023

Автандил Ментешашвили об официальном объявлении Абхазии автономной единицей в составе Грузии, вторжении русских советских военных отрядов в Абхазию с целью ее советизации и переходе грузинских войск в районы Сочи и Туапсе

(Предложенный ниже материал представляет выдержку из книги проф. Автандила Ментешашвили «Исторические предпосылки современного сепаратизма в Грузии»; из раздела этой книги «Грузино-абхазские отношения в первой четверти XX века», Тбилиси, 1998 /в квадратных скобках приведены начала страниц по данной книге – [стр. 10… и т. д.]/. В книге имеются вступительная часть и два основных раздела – о грузино-абхазских и грузино-югоосетинских отношениях; также и документы по этим двум направлениям) 


ТЕКСТ ПО КНИГЕ 

[стр. 23] С. Лакоба в своей книге и в «Истории Абхазии» часто цитирует статью С. Данилова «Трагедия абхазского народа», изданную в Мюнхене в 1951 году, но «забывает», что так любимый им автор пишет: «В мае 1918 года Закавказский Сейм распался и Грузия была объявлена независимым государством (26 мая), после переговоров с представителями абхазского народа Абхазия п о л у ч и л а а в т о н о м и ю» (разрядка наша – А. М.) («Материалы по истории Абхазии». Сухуми, 1990 г., стр. 9)

Тезис С. Лакобы об оккупации Абхазии грузинскими войсками в 1918–1921 гг. появился на свет после известного заключения правительственной комиссии Грузинской ССР по вопросам политической и правовой оценки нарушения договора между Грузией и РСФСР от мая 1920 года, созданной по постановлению Президиума Верховного Совета Грузинской ССР от 20 июня 1989 года. В заключении комиссии подчеркивался факт нарушения советской Россией договора, подписанного с Грузией мая 1920 г., что привело к вооруженной интервенции и оккупации последней частями Красной армии в феврале-марте 1921 года (См. «Оккупация и фактическая аннексия Грузии». Документы и материалы. Тб., 1990 г., стр. 3–26). Вот, в ответ на это, и в защиту советской империи, тали утверждать Лакоба и иже с ним об «оккупации» Грузией Абхазии в 1918–1921 гг. (С. Лакоба. Указанный труд, стр. 64–66. См. также «История Абхазии». Сухуми, 1991 г., стр. 297–300)

Кстати, этот тезис С. Лакобы стал муссироваться на государственном уровне и в Российской Федерации во время грузинско-абхазского военного противостояния в 1992–1993 гг. Так, в распространенном государственным комитетом по делам национальностей России осенью 1992 года документе «Абхазия: историческая справка» читаем: «9 февраля 1918 года между Абхазским Народным Советом и Национальным Советом Грузии было заключено соглашение об установлении взаимоотношений между Грузией и Абхазией, в котором признавалось существование «единой нераздельной Абхазии в пределах от реки Ингур до реки Мзымта». Однако под предлогом борьбы с большевистскими группами в июне 1918 года в Абхазию вошли войска Грузинской Демократической Республики, установив там «оккупационный режим». 

Ни одним словом авторы документа не упоминают того факта, что стороны 9 февраля пришли к соглашению о вхождении Абхазии в состав Грузии на правах автономии! Эксперты Госкомнаца России «забыли» упомянуть и договор от 8 июня 1918 года, по которому Абхазии была предоставлена широкая [стр. 24] автономия в составе Грузии. Создается впечатление, что «историческая справка» Госкомнаца России составлена абхазскими сепаратистами. Если это не так, то остается сожалеть о научной некомпетентности экспертов Госкомнаца России по вопросу грузино-абхазских отношений в 1918–1921 гг., да и в последующие годы. 

В грузинской прессе осенью 1992 года была дана подробная критика данного документа (См. А. М е н т е ш а ш в и л и. «Грузино-абхазские отношения и эксперты из Госкомнаца России». Газета «Свободная Грузия», 20 ноября 1992 г.)

Положение в Абхазии к этому времени осложняется, в результате активизации большевистских, а затем и протурецких сил. В Сухуми, под руководством Эшбы, был создан военно-революционный комитет большевиков. Желая использовать затруднительное положение Закавказья и, в частности, Грузии для распространения своего влияния, сухумские большевики решили присоединить к Советской России Сухумский округ, а затем вовлечь в сферу большевистской власти и Грузию. В этих целях Сухумский военно-революционный комитет обратился к большевикам Екатеринодара (ныне Краснодар – А. М.) с просьбой присоединить Сухумский округ к Черноморско-Кубанской Советской республике и прислать Красную армию для продолжения наступления на Грузию. 

С этой целью Эшба прибыл из Сухуми в Сочи и предложил Сочинскому совету рабочих и крестьянских депутатов оказать Сухумскому военно-революционному комитету поддержку в борьбе с «коитрреволюционным» правительством Грузии (Georgian Archive. Harvard University. Reel 66, box 20, book 2). Сочинский совет отклонил предложение Эшбы и решил ни с кем не воевать, а в случае нападения на Сочинский округ – обороняться (Ibid)

Правительство Грузии, отвечая на просьбу Абхазского Народного Совета о помощи в борьбе с большевиками и протурецкими элементами и для обеспечения порядка послало в Сухуми войска. В первых числах июня город был занят грузинской гвардией и частями армии. Большевики отступили в Сочинский округ (Ibid). Отсюда они послали делегацию в Майкоп с просьбой прислать красноармейские части для наступления на Сухуми. В ответ на эту просьбу был прислан двухтысячный отряд красноармейцев, с помощью которого после кровопролитных боев был взят город Гудаута, а грузинский отряд, понеся большие потери, отступил к Сухуми. 18 и 19 июня в Сухуми [стр. 25] прибыли эшелоны грузинских войск, которые 20 июня перешли в наступление и после ожесточенных боев заняли Новый Афон. 

22 июня грузинские войска заняли Гудаута, 28-го вступили в Гагра. Их наступление затем продолжалось в направлении Сочи. В ночь на 28-е июня, к югу от Сухуми, около реки Кодори, турки высадили десант около 800 человек во главе с А. Шервашидзе. 

Абхазский Народный Совет заявил против десанта решительный протест. Грузинское правительство присоединилось к этому протесту и обратилось с просьбой к представителю Германии генералу фон Крессу принять все зависящие от него меры «для устранения подобных явлений, могущих повлечь за собой весьма неприятные последствия» (Документы и материалы по внешней политике Закавказья и Грузии. Тифлис, 1919 г., с. 376)

Между тем, генерал Г. Мазниашвили успел занять позиции, охраняющие подступи к Сухуми на правом берегу Кодори. Благодаря этим своевременно принятым мерам, туркам не удалось вступить в Сухуми и десант был изгнан. 

Развивая наступление, грузинские войска 6 июля заняли Сочи и потеснили большевиков на север. Через 20 дней грузинский отряд генерала Г. Мазниашвили подошел к Туапсе и 26 июля, после двенадцатичасового ожесточенного боя, Туапсе был занят грузинскими войсками (Georgian Archive. Harvard University. Reel 66, box 20, book 2)

Надо отметить, что как правительство Грузии, так и генерал Мазниашвили, неоднократно заявляли, что продвижение грузинских войск за пределами границ республики не ставит задачу расширить ее территорию, а обусловлено военно-стратегическими целями и вызвано стремлением обеспечить страну от нападения большевиков (Ibid)

Интересна позиция социалистических партий города Сочи по поводу создавшегося положения в округе. 18 сентября 1918 года объединенный совет социалистических партий на своем заседании принял резолюцию, в которой говорилось: «1) Время объединения всего Российского государства на идее созыва Всенародного Учредительного Собрания пока не наступило; 

2) Демократия страны находится в гражданской войне с большевизмом, с одной, и с монархическими тенденциями отдельных лиц и групп населения с другой стороны; 

3) Единственною частью бывшего Российского Государства, где не только признан добытый кровью народа республиканский строй, но и закреплен в его основных законах, – является Грузинская Республика; 

[стр. 26] 4) Имея своей задачей объединение разных частей России в одну мощную демократическую республику, истинные социалисты должны всемерно способствовать установлению демократического строя в отдельных частях государства; 

5) Хотя Сочинский округ экономически тяготеет к Кубанской области, но присоединение его к Кубани расширило бы сферу влияния военной диктатуры, противной идее демократии и народовластия, и лишило бы население Сочинского округа всех демократических свобод, препятствовало бы проведению в жизнь земельной реформы и введению демократического земства; 

6) Развитие жизни округа на основах фактической свободы, права и народовластия, проведения земельной реформы, введение демократических форм самоуправления и полная свобода классовой борьбы пролетариата и крестьянства за свои конечные идеалы возможны лишь при условии присоединения округа к Грузинской Демократической Республике. 

На основании всего вышесказанного, сочинский объединенный совет социалистических партий (социал-демократов и социалист-революционеров) единогласно высказывает пожелание, чтобы: 1) Грузинское правительство немедленно особым декретом оформило временно присоединение Сочинского округа к Республике; 2) Одновременно установило правильный товарообмен с Кубанской областью для обеспечения населения округа хлебом и другими предметами первой необходимости. Председатель Совета Петр Измаилов» (Документы и материалы по внешней политике Закавказья и Грузии. Тифлис, 1919 г., с. 389)

20 сентября 1918 года состоялось общее собрание граждан города Сочи, на котором с докладом выступил представитель Грузинской Демократической Республики, член Национального Совета Грузии Е. П. Гегечкори. Созванное по инициативе объединенного совета социалистических партий, советов рабочих депутатов, союза рабочих, гласных думы собрание приняло резолюцию, в которой говорилось, что «имея своей задачей объединение разных частей России в одну мощную демократическую республику, демократия должна временно способствовать восстановлению народоправства… Развитие жизни округа (имеется ввиду Сочинский округ – А. М.) на основах фактической свободы, народовластия, проведения земельной реформы, введения демократических форм самоуправления и развития культурных форм классовой борьбы возможно лишь при условии присоединения лишь к Грузинской Демократической Республике. На основании изложенного, собрание граждан города Сочи высказывает пожелание, чтобы Грузинское Правительство немедленно, особым декретом, оформило временное присоединение [стр. 27] Сочинского округа к Республике» (имеется ввиду Грузия – А. М.) (Там же, с. 390)


П Р И Л О Ж Е Н И Е [стр. 75


[стр. 76]  ДОК. № 3. 

ДОГОВОР МЕЖДУ ГРУЗИЕЙ И АБХАЗИЕЙ ОТ 11 ИЮНЯ 1918 ГОДА 

К о п и я  с  к о п и и 

Абхазский Народный Совет постановил уполномочить своих представителей Р. И. Какуба, Г. Д. Туманова, В. Г. Гурджуа и Г. Д. Аджамова заключить нижеследующий договор: 

[стр. 77] Правительство Грузинской Демократической Республики в лице своих уполномоченных Министра Юстиции Алексеева-Месхиева и Земледелия Хомерики и Абхазский Народный Совет, в лице уполномоченных Раждена Ивановича Какуба, Георгия Давидовича Туманова, Василия Георгиевича Гурджуа и Георгия Давидовича Аджамова в развитие и дополнение соглашения между Грузинским Национальным Советом и Абхазским Народным Советом, состоявшегося 9-го февраля сего, 1918 года, заключили следующий договор: 

1) Заключенный договор пересматривается Национальным Собранием Абхазии, которое окончательно определит политическое устройство и судьбу Абхазии, а также взаимоотношения между Грузией и Абхазией; 

2) При Правительстве Грузинской Демократической Республики состоит уполномоченный представитель Абхазского Народного Совета, с каковым Грузинское Правительство сносится по делам Абхазии; 

3) Внутреннее управление в Абхазии принадлежит Абхазскому Народному Совету; 

4) В вопросах внешней политики Грузия, являясь официальным представителем обеих договаривающихся сторон, фактически выступает совместно с Абхазией; 

5) Кредиты и средства, необходимые на управление Абхазией, отпускаются из средств Грузинской Демократической Республики в распоряжение Абхазского Народного Совета; 

6) Для скорейшего установления революционного порядка и организации твердой власти Абхазскому Народному Совету и в его распоряжение впредь до минования надобности Грузинская Демократическая Республика посылает отряд Красной Гвардии; 

7) Абхазский Народный Совет организует войсковые части и необходимые для тих частей снаряжение, обмундирование и средства отпускаются Грузинской Демократической Республикой в распоряжение Совета; 

8) Социальные реформы проводятся в жизнь Абхазским Народным Советом на основании общих законов, изданных Закавказским Сеймом, но применительно к местным условиям; 

Сей документ принимается к сведению и приобщается к договорам, заключенным между Грузинским Национальным Советом и Грузинской Республикой с одной стороны и Абхазским Народным Советом с другой стороны. 

г. Тифлис, 1918 года, июня 11 дня. 

Подлинный подписали Представители Грузинского Правительства: Н. Г. Хомерики, Ш. В. Алексеев-Месхиев, Ражден [стр. 78] Иванович Какуба, Георгий Давидович Аджамов, Свящ. Георгий Туманов. 

Верно: Управляющий Канцелярией Народного Совета Абхазии. 
11. 06. 1920 г. 


ДОК. № 4. 

АКТ ОБ АВТОНОМИИ АБХАЗИИ 

Первый Абхазский Народный Совет, избранный на основе всеобщего прямого, равного и тайного избирательного права в заседании своем от 20 марта 1919 года от имени народов Абхазии постановил: 

I. Абхазия входит в состав Демократической Республики Грузии, как ее автономная единица, о чем поставить в известность Правительство Республики Грузии и ее Учредительное Собрание. 

II. Для составления Конституции Автономной Абхазии и определения взаимоотношений между Центральной и Автономной властью избирается смешанная комиссия в равном числе членов от Учредительного Собрания Грузии и Народного Совета Абхазии и выработанные положения по принятии их Учредительным Собранием Грузии и Абхазским Народным Советом должны быть внесены в Конституцию Демократической Республики Грузии. 

Секретарь: Г. К О Р О Л Е В 
20 марта 1920 г. 

С подлинным верно: Председатель Абхазского Народного Совета Абхазии (подпись) 
27 октября 1920 г. с копией верно.


Материал к публикации в блоге подготовил 
Ираклий Хартишвили

 

No comments:

Post a Comment