Saturday, October 14, 2023

Автандил Ментешашвили об избрании в начале 1919 года нового Народного Совета Абхазии, о положительном отношении центральных властей Грузии к самой широкой автономии Абхазии и Аджарии, и о вопроса, связанных с абхазскими проектами Конституции Автономной Абхазии в составе Грузинской Демократической Республики

(Предложенный ниже материал представляет выдержку из книги проф. Автандила Ментешашвили «Исторические предпосылки современного сепаратизма в Грузии»; из раздела этой книги «Грузино-абхазские отношения в первой четверти XX века», Тбилиси, 1998 /в квадратных скобках приведены начала страниц по данной книге – [стр. 10… и т. д.]/. В книге имеются вступительная часть и два основных раздела – о грузино-абхазских и грузино-югоосетинских отношениях; также и документы по этим двум направлениям) 


ТЕКСТ ПО КНИГЕ 

В феврале 1919 года вместо Абхазского Народного Совета был избран новый Народный Совет Абхазии, который прислал на имя Учредительного собрания Грузии Акт об автономии Абхазии, подписанный председателем Народного Совета Абхазии Эмухвари. В акте читаем: «Первый Народный Совет Абхазии, избранный на основе всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права на заседании своем от 20 марта 1919 года от имени народов Абхазии постановил: 1) Абхазия входит в состав Демократической республики Грузии, как ее автономная единица, о чем поставить в известность правительство республики Грузии и ее Учредительное собрание; 2) для составления конституции автономной Абхазии и определения [стр. 52] взаимоотношений между центральной и автономной властью избирается смешанная комиссия в равном числе членов Учредительного собрания Грузии и Народного Совета Абхазии, и выработанные ею положения, по принятию их Учредительным собранием Грузии и Народным Советом Абхазии, должны быть внесены в Конституцию демократической республики Грузии» (Учредительное собрание Грузии. Стенографический отчет, 4-ое заседание 21 марта 1919 года, с. 2 /на груз. яз./). Учредительное собрание Грузии одобрило этот акт и послало приветствие Народному Совету Абхазии. 

Правительство Грузии неоднократно заявляло о своем намерении дать широкую автономию Абхазии. Это было еще раз подтверждено и в беседе Н. Жордания с английским генералом Уоккером 23 февраля 1919 года. 

В ответ на слова Уоккера о том, что он «хочет принять все меры, чтобы Батумская область была присоединена к Грузии», Жордания отметил: «Правительство обещало Аджарии так же, как и Абхазии полную и самую широкую автономию. В этом направлении работает в Батуми грузинский мусульманский комитет» (Демократическое правительство Грузии и английское командование. Тифлис, 1928, с. 48)

18 февраля 1919 года Н. Жордания выступил на заседании парламента Грузии с речью, в которой коснулся событий в Абхазии и подчеркнул, что «правительство постановило предоставить Абхазии автономию при одном условии: сохранение стратегической, исторической и экономической целостности Грузии». Глава правительства отметил, что «мы все их требования, касающиеся автономии, как бы ни была она широка, можем принять. Не можем принять лишь одного: отделения от нас и присоединения к Деникину» (ЦГИА Грузии, ф. 1825, оп. I, д. 6, л. 74. См также А. Ментешашвили. «Исторические аспекты грузино-абхазского конфликта и Россия» в книге «Опыт решения национального вопроса /теория и практика; СНГ и развивающиеся страны/», Москва, 1996 г., стр. 74–75)

Правительство Грузии считало, что форму политического устройства Абхазии определит Учредительное собрание и Конституция республики. Обсуждение проекта Конституции Грузии затянулось. Проект разработала и представила для обсуждения в Учредительное собрание конституционная комиссия14 июня 1920 г. (ЦГИА Грузии, ф. 1863, оп. I, д. 895, л. 53). И лишь 21 февраля 1921 года, т. е. в дни свержения правительства Грузии этот проект конституции был утвержден и она вступила в силу. 

Надо отметить, что в самом Народном Совете Абхазии не было единодушия по вопросу об автономии Абхазии. В Совете [стр. 53] было семь фракций: социал-демократов (меньшевиков) 27 депутатов, эсеров 3, социалистов-федералистов 1, национал-демократов 1, группа колонистов 1, фракция независимых социалистов (сторонники независимой Абхазии) – 4, отклонившаяся от последней часть крайне правых депутатов – 3. 

В июле 1919 года Народный Совет Абхазии обсуждал проект Конституции автономной Абхазии, который не был принят, ибо депутатам, стоявшим на позициях независимой Абхазии, удалось заблокировать этот проект. Не прошел также и компромиссный проект, предложенный Комиссариатом (Комиссариат, созданный 13 мая 1919 г. являлся исполнительным органом на территории Абхазии, который ввел в регионе органы земского самоуправления) (ЦГИА Грузии, ф. 1861, оп. 2, д. 120, л. I)

21 мая 1920 года Народный Совет Абхазии постановил направить в Тифлис делегацию для выработки Конституции автономной Абхазии. Ей вменялось в обязанность также ознакомить конституционную комиссию Учредительного собрания Грузии с тремя проектами конституции автономной Абхазии и другими материалами (Все документы представлены в приложении настоящей работы). Все три проекта признавали, что Абхазия входит в состав Грузии как автономная единица. Во всех трех проектах подчеркивалось, что в ведении центральных законодательных и исполнительных органов Грузии находятся: внешняя политика, войска, финансы, налоговая система, денежная система, таможенная система, общие судебные установления, почта, телеграф, железные и шоссейные дороги. Остальное входило в компетенцию Народного Совета Абхазии. Надо отметить и тот факт, что в проекте Комиссариата и группы депутатов Народного Совета Абхазии было зафиксировано разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, что отвечало требованиям, предъявляемым конституциям в цивилизованных, демократических странах. 

7 июля 1920 года на заседании конституционной комиссии Грузии было принято постановление: для разработки положения об автономии Абхазии и рассмотрения нужных материалов избрать небольшую комиссию, которая будет работать вместе с делегацией Абхазии и подготовленный материал представит конституционной комиссии: на основе этих материалов конституционная комиссия разработает проект об автономии Абхазии, но в разработке этого проекта делегация Абхазии участия не примет. Таким образом, позиция грузинской стороны по вопросу о порядке разработки и принятия конституции Абхазии несколько изменилась. 

В состав небольшой комиссии были избраны: Л. Натадзе, С. Дадиани, С. Кедия, П. Сакварелидзе (председатель конституционной [стр. 54] комиссии Грузии – А. М.), по постановлению этого совещания комиссия имела право привлечь к разработке положения компетентных лиц. 

На это же заседание явились представители делегации Абхазии, которым было сообщено решение комиссии, и они без дискуссии согласились с тем, что делегация будет работать с небольшой комиссией и возвратится в Абхазию после передачи материалов конституционной комиссии. 

На объединенном заседании 9 июля дискуссию вызвал вопрос о компетенции комиссии (А. М е н т н ш а ш в и л и. Уроки истории учат – консенсус между грузинами и абхазами возможен. Журнал «Политика», тб., 1993, № 9, стр. 17). Делегат Тарнава заявил, что делегация уполномочена (речь шла о делегации Народного Совета Абхазии) вести официальные переговоры об автономии; комиссия должна быть паритетной и выработать положение об автономии. П. Сакварелидзе разъяснил, что постановлением конституционной комиссии от 7 июля «наша маленькая комиссия является неофициальной, которой поручено лишь подготовить материал для разработки проекта закона об автономии. Само собой отпадает и вопрос о паритетной комиссии потому, что конституционная комиссия не уполномочивает ее вести дипломатические переговоры с кем-либо» (Там же)

В конце концов Тарнава и другие делегаты от Абхазии согласились с тем, что «комиссия является неофициальной, создана для собирания материалов с тем, чтобы подготовить проект положения об автономии и последнее слово принадлежит Учредительному собранию» (Там же)

23 июля состоялось объединенное заседание конституционной комиссии и абхазской делегации. П. Сакварелидзе объявил порядок прохождения законопроекта об автономии, который должна была разработать конституционная комиссия. Учредительное собрание рассматривает проект после обсуждения конституции Грузинской Демократической Республики. Однако, вновь Тарнава не согласился с этим положением, требуя, чтобы абхазская делегация приняла бы активное участие в разработке проекта. 

Абхазская делегация обратилась 26 июля с письмом в президиум Учредительного собрания. Это письмо было передано конституционной комиссии для заключения и в своем ответе 31 августа президиум Учредительного собрания ознакомил абхазскую делегацию с заключением конституционной комиссии, которая была принята к сведению и роздана всем фракциям Учредительного собрания. В нем обращалось внимание на то, что: 1. Положение об автономии Абхазии исходит и является [стр. 55] частью общегосударственной конституции, потому признание части или целиком того или иного принципа этого положения невозможно до принятия вышеуказанной конституции; 2. Внесение в Учредительное собрание отмеченных в упомянутом письме вопросов является искусственным и не согласуется с существующими парламентскими правилами; 3. Принцип автономии признан в проекте конституции республики и его незыблемость гарантирована; 4. Положение об автономии будет внесено наследующей сессии Учредительного собрания для обсуждения после принятия конституции республики. Поэтому ходатайство абхазской делегации считать неприемлемым. 

В заявлении членов конституционной делегации Народного Совета Абхазии от 5 декабря 1920 года говорилось: «По акту 20. III. 1919 г. об автономии Абхазии, принятому Народным Советом, конституция Абхазии предварительно разрабатывается в смешанной комиссии из равного числа представителей Народного Совета Абхазии и Учредительного собрания Грузии и принимается обоими законодательными органами. 

На основании этого Народный Совет Абхазии отправил в Тифлис своих представителей, которые обратились в президиум Учредительного собрания с предложением о выделении полномочной комиссии для указанной цели. В своем ответе президиум Учредительного собрания выдвинул новое положение об автономной Абхазии, по которому этот вопрос разрешается исключительно Учредительным собранием Грузии, причем участие делегации в разработке вопроса принимается лишь в целях осведомительных, а Народный Совет Абхазии совершенно устраняется от активного участия в деле принятия Конституции. 

Ввиду такого коренного расхождения взглядов Народного Совета Абхазии и центральной власти по вопросу о порядке разработки и принятия Конституции Абхазии делегация выезжает обратно» (ЦГИА Грузии, ф. 1861, оп. 2, д. 175, л. 2)

В очередном обращении делегации Народного Совета Абхазии к правительству Грузии указывалось, что Народный Совет Абхазии посылал делегацию в Учредительное собрание для окончательного оформления взаимоотношений Грузии и Абхазии, причем в подготовительных работах в Народном Совете принимал участие чрезвычайный уполномоченный республики Грузии. Однако в результате этих переговоров не было достигнуто желаемого результата. 

«Отношения между Грузией и Абхазией до сих пор не оформлены, а следовательно юридически не обязательны для обеих сторон. Поэтому во имя интересов всей республики надлежит [стр. 56] на благо обоих народов позаботиться о скорейшем оформлении соглашения… 

Около трех лет народ Абхазии ждет этой конституции, и настоящая делегация, руководствуясь исключительно государственными интересами полагает, что нет никаких веских причин для новых отсрочек за каковые Народный Совет на себя теперь уже вины не возьмет, доведя о сем до сведения всего населения Абхазии» – говорилось в обращении Народного Совета Абхазии (РЦХИДИН, ф. 42, оп. 15, л. 13)

Малая конституционная комиссия 29 декабря 1920 года разработала проект «Положения об автономном управлении Абхазией», который наряду с Конституцией Грузии был утверждении Учредительным собранием Грузии 21 февраля 1921 года. 

В первой статье положения говорилось, что Абхазия – от р. Мехадыр до р. Ингури, от берегов Черного моря до Кавкасиони является неотъемлемой частью Грузинской республики и в этих границах автономно управляет своими внутренними делами (ЦГИА Грузии, ф. 1833, оп. I, д. 863, л. 93)

Автономная Абхазия имела местный законодательный орган – Народный Совет, избираемый на два года на основе прямой, всеобщей, равной, тайной и пропорциональной избирательной системы. Количество депутатов Народного Совета было определено в 30 человек (Там же). Исполнительным органом автономной Абхазии являлся комиссариат Абхазии, членов которого избирал Народный Совет. Статья седьмая положения объявляла государственным языком Абхазии – грузинский, однако, Народный Совет мог ввести для пользования в школах, учреждениях для делопроизводства местные языки (Там же. См. также приложение, док. № 11)

Интересно ознакомиться с позицией по абхазскому вопросу представителей политических партий, представленных в Учредительном собрании Грузии. 2 августа 1919 года в связи с запросом фракции национал-демократов о событиях и положении дел в Сухумском округе, в Учредительном собрании Грузии начались дебаты. Выступили представители различных политических партий, изложившие свою точку зрения по абхазскому вопросу. Министр внутренних дел Рамишвили отметил всю сложность создавшегося положения в Абхазии, как с точки зрения столкновения внутренних, противоборствующих сил, так и внешнего вмешательства (речь шла о вмешательстве со стороны Деникина). Он подчеркнул, что в этих сложных условиях политика правительства должна быть трезвой, неторопливой и осторожной. Касаясь вопроса о действующей в Абхазии [стр. 57] оппозиции, Рамишвили сказал «Против нашей государственности выступают левые элементы, в лице независимых социалистов… Но большая часть Народного Совета Абхазии, а также самого абхазского населения не поддерживает линии на отрыв Абхазии от Грузии и считает, что этот край должен пользоваться в пределах Грузии правом автономии» (Учредительное собрание Грузии. Стенографический отчет, заседание 45-е, 2 августа 1919 г., с. 13 /на груз. яз./)

Представитель Абхазии В. Гурджуа (социал-демократ, абхаз) отметил, что интересы Абхазии тесно связаны с Грузинской республикой и абхазы считают себя не пасынками этой республики, а ее родными сыновьями, полноценными гражданами. Он призвал членов Учредительного собрания принять и одобрить выработанную Народным Советом Абхазии конституцию, подчеркнув, что Абхазия как автономная часть Грузии будет независима тоько во внутренних делах. «Демократия Абхазии, – продолжал В. Гурджуа, – без различия национальностей идет за нами, а не за Какуба-Демьяновыми, которые являются националистами, и не отражают настроения трудящихся Абхазии. 

…Да здравствует Грузинская демократическая республика и автономная Абхазия, ее неразрывная часть!» (Учредительное собрание Грузии… с. 16–17)

В своем выступлении Б. Чхиквишвили (социал-демократ, бывший чрезвычайный комиссар правительства в Абхазии) отметил заслугу грузинского правительства в защиту территориальной целостности Абхазии от нападений Деникина, от анархии, помощь в организации правительства – Народного Совета, в проведении аграрной реформы, в ведении земств и т. д. Чхиквишвили подчеркнул, что больше половины состава Народного Совета Абхазии является грузинской ориентации, сторонниками автономии Абхазии в составе Грузии и призвал – поддерживать их для оформления автономии конституционным путем. 

Касаясь вопроса неприязни абхазов к грузинам, Б. Чхиквишвили объяснял это политикой царизма, который, действуя по принципу «разделяй и властвуй», натравлял народы, живущие в Абхазии, друг на друга, сеял между ними рознь и ненависть. Б. Чхиквишвили говорил о необходимости учитывать малочисленность и культурную отсталость абхазов по сравнению с другими народами, населяющими край – грузинами, русскими, армянами, греками, что сказывалось на психологии людей. «Поэтому, – считал оратор, – необходимо содействовать развитию культуры народа и принять меры по созданию абхазской интеллигенции» (Учредительное собрание Грузии… с. 17–23)

[стр. 58] Неприязнь по отношению к другим народам объяснялась так же и тем, что экономические позиции в городах Абхазии находились в руках армян, грузин и др. Необходимо было учитывать все вышеперечисленные факторы при проведении в жизнь политической линии в Абхазии. 

От имени партии грузинских эсеров выступил Лео Шенгелая, который указал на неопределенность положения в Сухуми, где явно прослеживалось два лагеря: с одной стороны, сторонники Деникина, с другой – сторонники грузинской ориентации. Малочисленная, националистически настроенная интеллигенция стремилась к независимости. «Это стремление, – отметил Шенгелая, – вызвано и ошибками нашего правительства в аграрном вопросе. Здесь крестьяне требовали передачи всей земли в руки трудящихся, выступая против ее купли-продажи. Даже первая ступень аграрной реформы – изъятие земли у помещиков не была закончена. А земские учреждения были введены всего месяц тому назад». 

Коснувшись вопроса национальной политики оратор отметил, что «некоторые забывают абхазскую действительность, которая заключается в том, что большинство населения в Абхазии говорит на русском языке, и это происходит не только в самой Абхазии, но в Самурзакано, где большинство населения составляют мегрелы. И поэтому проводить национализацию одним наскоком, по нашему мнению, нанесет серьезный ущерб нам. 

…На наш взгляд национализация должна проходить не сверху, а снизу и основная тяжесть должна лечь на земства, которые должны ввести грузинские школы. 

Независимая Абхазия, это абсурд. На второй же день она поддержит Деникина. Здесь, на наш взгляд, не должно быть отдельного правительства. Абхазия должна иметь широкую внутреннюю автономию» (Учредительное собрание Грузии, с. 25–27)

Представитель партии национал-демократов С. Кедия критиковал политику, проводимую правительством в Абхазии, считая, то оно должным образом не смогло учесть специфику этого региона, как окраинной части Грузии и те антигрузинские настроения, которые насаждали здесь царизм и русские клерикальные круги и призыва правительство сделать все, чтобы восстановить исторически сложившиеся тесные взаимосвязи и дружбу между грузинскими и абхазскими народами (Там же, с. 29–35)

Дебаты в Учредительном собрании показали, что все политические партии республики стояли на позиции предоставления автономии Абхазии, однако юридическое оформление этого акта задержалось до 21 февраля 1921 года. 


П Р И Л О Ж Е Н И Е [стр. 75


ДОК. № 4. 

АКТ ОБ АВТОНОМИИ АБХАЗИИ 

Первый Абхазский Народный Совет, избранный на основе всеобщего прямого, равного и тайного избирательного права в заседании своем от 20 марта 1919 года от имени народов Абхазии постановил: 

I. Абхазия входит в состав Демократической Республики Грузии, как ее автономная единица, о чем поставить в известность Правительство Республики Грузии и ее Учредительное Собрание. 

II. Для составления Конституции Автономной Абхазии и определения взаимоотношений между Центральной и Автономной властью избирается смешанная комиссия в равном числе членов от Учредительного Собрания Грузии и Народного Совета Абхазии и выработанные положения по принятии их Учредительным Собранием Грузии и Абхазским Народным Советом должны быть внесены в Конституцию Демократической Республики Грузии. 

Секретарь: Г. К О Р О Л Е В 

20 марта 1920 г. 

С подлинным верно: Председатель Абхазского Народного Совета Абхазии (подпись) 27 октября 1920 г. с копией верно. 


ДОК. № 5. 

НАРОДНЫЙ СОВЕТ АБХАЗИИ 

2 июня 1920 г., № 449 

г. Сухуми 

[стр. 79] ЧЛЕНУ НАРОДНОГО СОВЕТА АБХАЗИИ ВИОНОРУ ТАРАСОВИЧУ АНЧАБАДЗЕ 

Согласно постановления Совета от 21 мая с. г., вы избраны в числе делегации, командируемый Советом в г. Тифлис для выработки Конституции Автономной Абхазии, почему и имею честь препроводить при сем Вам необходимые материалы для справок. 

ПРИЛОЖЕНИЕ: Копии трех проектов Конституции, копии трех старых договоров между Грузией и Абхазией и копии проекта соглашения Паритетной Комиссии обосновных положениях Управления Абхазией. 

Старший Товарищ Председателя: подпись А к и р т а в а 
Управляющий Канцелярией: подпись 


ДОК. № 6. 

НАРОДНЫЙ СОВЕТ АБХАЗИИ 

24 июня 1920 г., г. Сухуми 
№ 532 

М А Н Д А Т 

На основании постановления Народного Совета Абхазии от 21 мая сего года предъявители сего, члены Совета: 1) Варлам Александрович ШЕРВАШИДЗЕ; 2) Георгий Матвеевич ЗУХБАЙ; 3) Дмитрий Васильевич ЗАХАРОВ; 4) Дмитрий Константинович ЭМУХВАРИ; 5) Вионор Тарасович АНЧАБАДЗЕ и 6) Михаил Иванович ТАРНАВА командируются в г. Тифлис в качестве делегации Совета для выработки Конституции автономной Абхазии. 

Делегации вменяется в обязанность держаться в своей работе принятого Советом Проекта Конституции и отстаивать возможно широкие автономные права Абхазии. 

Старший Товарищ Председателя: подпись А к и р т а в а 
Управляющий Канцелярией: подпись 
Печать 


[стр. 80] ДОК. № 7. 

ПРОЕКТ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ФРАКЦИИ 

КОНСТИТУЦИЯ АВТОНОМНОЙ АБХАЗИИ 

ГЛАВА I 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО АВТОНОМНОЙ АБХАЗИИ 

1. Абхазия входит в состав Демократической Республики Грузия, как автономная единица. 

2. Автономная Абхазия кроме общего законодательного органа и законодательства Демократической Республики имеет свое местное Законодательное Собрание и местный Исполнительный Орган власти. 

3. При выборах в Законодательный Совет Грузии Абхазия составляет отдельный избирательный округ и пользуется пропорциональным представительством в Парламенте. Представители от Абхазии избираются всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. 

4. Народный Совет Абхазии имеет право законодательной инициативы в общегосударственном масштабе. 

5. Общегосударственным языком является грузинский, но на территории Абхазии во всех учреждениях для удобства употребляется русский язык, причем предоставляется право каждой народности свободно употреблять на местах родной язык в Земских, Административных и Судебных учреждениях, сносящихся официально на русском языке. 

Г Л А В А I I 

ОБЩЕЕ И МЕСТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 

6. К ведению центральных законодательных и правительственных учреждений Демократической Республики Грузии относятся следующие общегосударственные дела: внешняя политика, войско, финансы, налоговая система, денежная система, таможенная система, общие судебные установления и Сенат, гражданское и уголовное законодательство, общесоциальное законодательство, почта, телеграф и шоссейные дороги. 

7. Во всех остальных делах в области управления и вообще внутренней жизни Абхазии автономна и все нижеперечисленное входит в компетенцию Народного Совета Абхазии. 
а) образование и вообще культурное строительство; 
б) органы местного самоуправления: земские и городские и руководство ими; 
[стр. 81] в) суд за исключением общих судебных установлений и Сената; 
г) администрация; 
д) местное обложение, медицина и санитария. 

8. В области земельных отношений Народный Совет Абхазии, руководствуясь общими аграрными законами и декретами Республики, устанавливает увеличение или уменьшение нормы землевладения и форму установления передачи земли трудовому народу. 

Г Л А В А I I I 

О ВЛАСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ 

9. Носителем законодательной власти Автономной Абхазии является воля граждан, выражаемая представительным органом, Народным Советом Абхазии, избранным гражданами, достигшими 20 лет, на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования сроком на 2 года. 

10. Народный Совет Абхазии и его члены неприкосновенны. 

11. Члены Народного Совета Абхазии за мнения, высказываемые при исполнении ими своих обязанностей, не несут никакой ответственности ни в общеуголовном порядке, или в порядке частного обвинения. 

12. Члены Народного Совета Абхазии без разрешения самого Законодательного Собрания не могут подлежать личному задержанию или судебному преследованию за исключением случая задержания на месте преступления. 

13. Члены Народного Совета Абхазии дают торжественное обещание на верность Конституции по установленной форме. 

14. Члены Народного Совета Абхазии не могут занимать платные должности по назначению правительственной власти, а также выборные административные должности, за исключением Членов Правительства и их товарищей. 

Г Л А В А I V 

О ВЛАСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ 

15. Народный Совет Абхазии избирает Исполнительную Коллегию, в числе установленном Советом, котором управляет делами Абхазии и ответственна перед Советом; Коллегия имеет общее руководство в делах перечисленных в пп. 6 и 7. 

16. Высшие представители Исполнительной Власти, а равно и все служащие правительственных учреждений прежде, чем вступить в должность, дают торжественную клятву добросовестно исполнять свои обязанности и защищать Конституцию. 

[стр. 82] 17. Коллегии по управлению Абхазией принадлежит право законодательной инициативы. 

18. Члены Коллегии могут участвовать в заседаниях Народного Совета Абхазии, как депутаты Совета и обращаться с речами к Совету, как представители исполнительной власти. 

19. Члены Коллегии время от времени делают Народному Совету Абхазии сообщения о положении дел и предлагают вниманию Совета те мероприятия, которые они находят необходимыми и полезными. 

Г Л А В А V 

20. Права граждан, пересмотр и изменение Конституции, гарантии прав меньшинств и демократической государственности обеспечиваются общей Конституцией Республики, в которую этот проект входит особой главой. 

Подлинный подписали: 
Председатель фракции Ис. Рамишвили 
Секретарь: Гвалия 
С подлинным верно: Управляющий Канцелярией Народного Совета Абхазии: подпись. 


ДОК. № 8. 

ПРОЕКТ КОМИССАРИАТА АБХАЗИИ 

Конституция автономной Абхазии 
Общие положения 

1. Абхазия входит в состав Демократической Республики Грузии, как автономная единица и, как в области законодательной, так в управлении, самостоятельная постольку, поскольку не ограничена настоящей Конституцией. 

2. На территории Абхазии официальным языком признается язык русский. 

3. Абхазия имеет представительство в грузинском Парламенте пропорционально численности своего населения с населением Грузии. 

4. Депутаты от Абхазии в Грузинском Парламенте избираются на основе всеобщего, равного, прямого, тайного и пропорционального избирательного права, при этом Абхазия составляет отдельный избирательный округ. 

5. При Грузинском Правительстве состоит уполномоченный по делам Автономной Абхазии, назначенный Правительством Абхазии. 

[стр. 83] 6. равным образом при Абхазском Правительстве состоит Уполномоченный Правительством Грузии. 

7. Абхазия осуществляет свои автономные права в области законодательства через Народный Совет Абхазии и в области управления через Комиссариат Абхазии. 

8. Общие для Грузии и Абхазии дела, имеющие общегосударственное значение, находятся в ведении Парламента и Правительства Грузии, остальные же дела как в области законодательной, так и в деле внутреннего управления относятся исключительно к ведению Народного Совета и правительства Абхазии. 

9. К делам общегосударственного значения относятся: 
а) Законодательство уголовное, гражданское и общее социальное. 
б) Внешняя политика и заключение торговых договоров с иностранными державами. 
в) Денежная система и общегосударственные финансы. 
г) Таможня. 
д) Почта и телеграф. 
е) Войско. 
ж) Общие судебные установления. 
з) Железные и шоссейные дороги общегосударственного значения. 

10. В области внешней политики по вопросам, касающимся непосредственно интересов Автономной Абхазии, требуется предварительное соглашение между Грузией и Абхазией. 

11. Грузия и Абхазия составляют общую таможенную и торговую территорию, окруженную общей таможенной границей при едином размере таможенных ставок. 

12. В Абхазии войсковые части формируются на общем с Грузией основании, но по принципу территориального комплектования и обсуживают Абхазию за исключением случаев, когда государство находится в состоянии войны. Войска эти подчиняются военным законам Грузии и находятся под военным командованием военного начальства Грузии. В мирное время перевод войсковых частей с территории Абхазии может состояться лишь по особому постановлению Народного Совета Абхазии. Нахождении в мирное время в Абхазии иных, кроме территориальных, войск допускается лишь с согласия Народного Совета Абхазии. 

13. Расходы и доходы по общим делам и учреждениям ими выдающими распределяются между Грузией и Абхазией по соглашению. 

14. Во всех остальных делах Автономная Абхазия самостоятельна и в ведение ее законодательных и правительственных учреждений входит: 
[стр. 84] а) законодательство по всем вопросам, кроме указанных в п. а. ст. 9, а равно законодательство и по этим вопросам, поскольку оно не противоречит общегосударственным законам; 
б) местное аграрное законодательство; 
в) местные финансы (бюджет, касса, налоги, обложение, займы и пр.); 
г) заведывание, пользование и распоряжение всеми государственными имуществами и природными богатствами Абхазии; 
д) народное образование; 
е) органы местного самоуправления (земские и городские); 
ж) мировые судебные установления; 
з) администрация; 
и) медицина и санитария; 
к) пути сообщения местного значения и выдача концессии на таковые и пр. 

О ВЛАСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ 

15. Законодательным органом Автономной Абхазии является Народный Совет Абхазии, избираемый на основе всеобщего, равного, прямого, тайного и пропорционального избирательного права сроком на 2 года гражданами, достигшими 20-летнего возраста. 

16. Народный Совет сам издает избирательный закон на основах, указанных в предыдущей статье и определяет число депутатов, входящих в состав его. 

17. Народный Совет определяет состав Президиума и в своих занятиях руководствуется наказом им самим составленным. 

18. Народный Совет проверяет правильность выборов своих депутатов и утверждает выборное производство. 

19. Народный Совет неприкосновенен и никакая власть не может его распустить, но сам Совет может постановить о досрочном своем роспуске и о производстве новых выборов. 

20. Члены Народного Совета за мнения, высказываемые при исполнении ими своих обязанностей, не несут никакой ответственности ни в общеуголовном, ни в порядке частнаго обвинения. 

21. Члены Совета без разрешения самого Законодательного собрания не могут подлежать личному задержанию за исключением случая задержания их на месте преступления. 

22. Члены Совета могут быть предаваемы суду лишь по постановлению самого Совета и судятся Судебными Установлениями. 

23. Члены Народного Совета получают вознаграждение в размере, установленном законом. 

[стр. 85] 24. Совет не может занимать должности по назначению Правительственной власти. 

25. Члены Правительства могут присутствовать на заседании Совета и принимать участие в прениях, но участвуют в голосовании лишь в том случае, если являются членами Совета. 

26. Заседание Народного Совета происходит публично, но Совет по отдельным вопросам может назначать закрытое заседание. 

27. Никто не допускается с оружием ни в зал заседания, ни в здание, в коем Совет помещается. Военные караулы и вооруженные силы могут призываться по постановлению самого Совета или в исключительных случаях по распоряжению Президиума. 

28. К предметам ведения Народного Совета относятся: 
1) Обсуждение и утверждение законопроектов. 
2) Решение вопросов о займах Автономной Абхазии, о налогах, сборах, сложению недоимок. 
3) обсуждение и утверждение бюджета. 
4) Рассмотрение отчетов о расходовании сумм, назначенных по бюджету. 
5) Избрание Председателя Комиссариата Абхазии. 
6) Решение вопросов об отчуждении государственных имуществ и об экспроприации имуществ частных лиц для государственных нужд. 
7) Все вопросы и дела, которые Совет найдет необходимым оставить в своем ведении и не передать в ведение Правительства. 

29. Законодательная инициатива принадлежит Правительству Абхазии и самому Народному Совету. 

30. Законопроекты и предложения Правительства вносятся в Народный Совет подлежащими членами его. Каждый депутат также может внести в Народный Совет законопроект или предложения, если они подписаны пятью его членами. 

31. Каждый законопроект или предложение может быть взято обратно, если не было еще окончательной подачи голосов. 

32. Ни один законопроект или предложение, отвергнутые Народным Советом во всей его целости, не может быть внесен без изменения в Совет в течение той же сессии. 

33. Собрание Совета считается законным, если в нем присутствует не менее половины его членов. 

34. Решение Совета постановляется простым большинством голосов за исключением вопросов об изменении Конституции. 

35. При равенстве голосов проект при предложении считается отвергнутым. 

36. Бюджет представляется на рассмотрение Народного Совета ежегодно в сроки, установленные Советом, который и устанавливает начало бюджетного года. 

[стр. 86] 37. В случае, если бюджет по тем или иным причинам не будет рассмотрен к началу бюджетного года, то сила и действие прошлогоднего бюджета продолжается. 

38. Ни один заем Автономной Абхазии не может быть заключен без согласия Народного Совета. 

39. Народный Совет созывается: 
1) После производства новых выборов Комиссариатом Абхазии не позднее двух недель со дня окончания выборов. 
2) На новую сессию Президиумом Совета предыдущей сессии. 

40. В период между двумя сессиями в случае чрезвычайных обстоятельств Совет может быть созван Комиссариатом Абхазии на чрезвычайную сессию. 

41. Все законы, принятые Народным Советом, а равно законы Парламента Грузии по общегосударственным делам публикуются в официальном органе Народного Совета и вступают в действие в недельный срок со дня публикации, если в них не указан особо срок вступления в действие. 

О ВЛАСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ 

42. Высшей Исполнительной Властью в Абхазии является ответственный перед Народным Советом Абхазии Комиссариат Абхазии в составе, определяемом Народным Советом. 

43. Комиссариат Абхазии составляется лицом, избранным Народным Советом Абхазии и входящим в состав Комиссариата в качестве его Председателя. 

44. Комиссары Абхазии несут коллегиальную ответственность за все свои действия и распоряжения. 

45. Высшие представители исполнительной власти, а равно и все служащие Правительственных Учреждений прежде, чем вступить в должность, дают обещание на верность Конституции по установленной форме. 

46. Назначение, увольнение и перемещение должностных лиц в местных учреждениях принадлежит Комиссариату Абхазии, а в общегосударственных на территории Абхазии Правительству Республики Грузия, но на назначение таковых потребуется согласие Комиссариата Абхазии. 

47. Член Комиссариата Абхазии дает отчет о своей деятельности только Народному Совету Абхазии. 

48. Все должностные лица за правонарушения, совершенные ими при исполнении должности, подлежат уголовной и гражданской ответственности на общем основании. 

О С У Д Е 

49. Судебная власть осуществляется лицами и учреждениями, исполнительной власти не подчиненными: судьи несменяемы, [стр. 87] за исключением случаев, законом установленных. В одном лице или учреждении не могут быть совмещены административная и судебная власть. 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН 

50. Все граждане Автономной Абхазии равны перед законом и не могут отказаться от подчинения закону или оправдываться незнанием закона. 

51. Все привилегии и ограничения, связанные с происхождением, сословностью, полом, национальностью и религией, а также чины и ордена, за исключением военных, отменяются. 

52. Всякое задержанное лицо в городах и других местах пребывания судебной власти в течение 24 часов, а в прочих местностях, не позднее, как в течение 3-х суток со времени задержания, должно быть или освобождено, или дело о нем представлено судебной власти, которая, по рассмотрении причин задержания или постановляет, с объяснением оснований, о дальнейшем содержании его под стражей, или же освобождает его из-под стражи. 

53. Гражданам обеспечивается свобода собраний и союзов, а также свобода передвижений, торговли и промыслов с соблюдением правил, установленных законами Автономной Абхазии. 

54. Все граждане пользуются свободой совести, никто не может быть преследуем за религиозные убеждения. 

55. Личность и жилище неприкосновенны. Никто не может быть подвергнут аресту или обыску или вторжению в жилище иначе, как в случае и порядке, законом определенном. 

56. Вся частная корреспонденция неприкосновенна. 

57. Устанавливается право петиций, свобода слова и печати. 

58. Закон о гражданстве, условия и порядок приобретения этого права в Абхазии составляет порядок компетенции Народного Совета Абхазии. 

59. В случае возникновения разногласия между Народным Советом и Правительством и Парламентом Грузии по вопросу о применении настоящей Конституции в вопросах законодательства и управления по общегосударственным делам, разногласие это поступает в смешанную согласительную комиссию, состоящую из равного числа представителей Грузинского Парламента и Народного Совета Абхазии. Свое постановление Комиссия вносит на одобрение Грузинского Парламента и Народного Совета Абхазии. 

60. Представителю Грузинского Парламента при Правительстве Абхазии предоставляется право в случае, если он усмотрит [стр. 88] в предложениях и законопроектах, вносимых в Народный Совет Абхазии, нарушение настоящей Конституции в ущерб прав Республики Грузии представить свои возражения на усмотрение Совета, и если Совет не согласится с этими возражениями, то вопрос вносится в Согласительную Комиссию в порядке, установленном в ст. 59. До окончания такового производства постановления Совета не приводятся в действие. 

О ПЕРЕСМОТРЕ, ИЗМЕНЕНИИ И УТВЕРЖДЕНИИ КОНСТИТУЦИИ 

61. Конституция может быть пересмотрена во всякое время, как в объеме, так и по частям. 

62. Частичный пересмотр конституции состоит в изменении или отмене одной или некоторых статей Конституции, или в ведении в нее новых Положений, а полный пересмотр Конституции состоит в замене ее новой. 

63. Частичный пересмотр Конституции проводится обычным законодательным путем при требовании не менее пяти депутатов Совета или трех тысяч избирателей, причем в том и другом случае инициаторами представляется проект или общие указания об изменении Конституции. 

64. Полный же пересмотр Конституции может быть произведен при требовании о том не менее 10-ти членов Народного Совета Абхазии или шести тысяч избирателей. Требование народной инициативы может быть представлено или в виде общего указания, или в виде подробно разработанного проекта. 

65. Вопрос о пересмотре Конституции разрешается Народным Советом в заседании при наличности не менее 2/3 членов и считается принятым лишь при одобрении не менее 2/3 голосов присутствующих членов. 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 

66. принятый Народным Советом конституционный законопроект поступает в согласительную Комиссию в порядке указанном в ст. 59 и получает силу лишь по одобрении постановления согласительной Комиссии как Парламентом Грузии, так и Народным Советом Абхазии. 

67. Все положения Конституции Автономной Абхазии по утверждении их Народным Советом Абхазии и Учредительным Собранием Грузии должны быть внесены в Конституцию Демократической Республики Грузии. 

68. Никакой закон, никакое распоряжение и никакой декрет или указ, стоящий в противоречии с положениями Конституции, [стр. 89] не могут быть обнародованы кем бы то ни было и иметь силу в Абхазии. Управляющий Канцелярией Народного Совета Абхазии: подпись круглая печать Народного Совета Абхазии 


ДОК. № 9 

ПРОЕКТ ГРУППЫ ДЕПУТАТОВ НАРОДНОГО СОВЕТА АБХАЗИИ 

Конституция Автономной Абхазии 

Г л а в а I 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО АВТОНОМНОЙ АБХАЗИИ 

1. Абхазия в границах: с северо-запада на юго-восток от реки Мзымта до реки Ингур и с юга на север от берегов Черного моря до Кавказских хребтов, граничащих с Кубанской и Терской областями, входит в состав Демократической Республики Грузии, как автономная единица. Абхазия независима постольку, поскольку ее независимость не ограничена настоящей конституцией. 

2. Высшим Законодательным органом Автономной Абхазии является Народный Совет Абхазии, избираемый на основе всеобщего, равного, прямого, тайного и пропорционального избирательного права, сроком на 2 года, гражданами, достигшими 20-летнего возраста. 

3. Высшей Исполнительной Властью в Абхазии является ответственный перед Народным Советом Абхазии Комиссариат Абхазии в числе, определяемом Народным Советом Абхазии. 

4. Комиссариат Абхазии составляется лицом, избираемым Народным Советом Абхазии и входящим в состав Комиссариата Абхазии в качестве его главы. 

5. На территории Абхазии в общегосударственных и местных правительственных учреждениях, в территориальных войсках, а также в сношениях с ними (учреждениями, войсками) употребляется русский язык, как официальный. 

6. При Грузинском Правительстве состоит Уполномоченный по делам Автономной Абхазии, избираемый Народным Советом Абхазии, функции и объем полномочий которого определяются особо Народным Советом Абхазии. 

7. Автономной Абхазии предоставляется право иметь в Грузинском Парламенте в качестве его членов своих представителей, избираемых на основе всеобщего, равного, прямого, тайного и пропорционального избирательного права. При этом Абхазия составляет отдельный избирательный округ. 

[стр. 90] Г Л А В А I I 

ОБЩЕЕ И МЕСТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 

8. Общими для Грузии и Абхазии делами являются: 
а) Внешняя политика, включая сюда заключение торговых договоров с иностранными государствами. 
ПРИМЕЧАНИЕ: в области внешней политики в делах, касающихся непосредственно интересов Автономной Абхазии, требуется предварительное обязательное соглашение между Грузией и Абхазией. 
б) Денежная система: Народный Совет Абхазии получает денежные знаки от Грузии, определяя размер суммы, необходимой для Абхазии, и в этой сумме гарантирует выпуск денежных знаков. Вместе с тем, Абхазия участвует в разрешении вопросов, связанных с эмиссионным правом. 
в) Единый размер таможенных ставок с ввозимых и вывозимых товаров Грузии и Абхазии. г) Почта и телеграф. 
д) Войско; но в Абхазии войсковые части формируются по принципу территориального комплектования Комиссариатом Абхазии и обслуживают постоянно Абхазию, за исключением случаев, когда государство находится в состоянии войны. В мирное время перевод войсковых частей с территории Абхазии может состояться лишь по особому постановлению Народного Совета Абхазии. Нахождение в мирное время в Абхазии иных, кроме территориальных, войск допускается лишь с согласия Народного Совета Абхазии. 
е) Гражданское и уголовное законодательство. 
ж) Рабочее законодательство. 
з) Общие суды (окружной суд, судебная палата, сенат), кроме Мировых Установлений. 
и) Управление общегосударственными шоссейными и железными дрогами. 

9. В области общего законодательства интересы Автономной Абхазии обеспечиваются тем, что законы Грузинского Парламента по общегосударственным делам пересматриваются, в случае необходимости, Народным Советом Абхазии, который, не отменяя его по существу, имеет право вносить изменения применительно к местным условиям. 

10. Расходы и доходы по общим делам и учреждениям, ими ведвющим, распределяются между Грузией и Абхазией по оглашению. 

11. Управление общими делами Грузии и Абхазии находится в ведении грузинского правительства. 

12. Дела, предусмотренные ст. 8 п. а) и 10-й настоящей Конституции, разрешаются одновременно Грузинским Парламентом [стр. 91] и Народным Советом Абхазии. В случае разногласия набирается смешанная согласительная комиссия из равного числа представителей Грузинского Парламента и Народного Совета Абхазии, которая вносит свои заключения на одобрение Грузинского Парламента и Народного Совета Абхазии. 

13. Во всех остальных делах в области управления и законодательства Автономная Абхазия независима и в компетенцию ее законодательных и правительственных учреждений входит: 
а) Образование и вообще культурное строительство; 
б) Органы местного самоуправления: земские и городские; 
в) Финансы (бюджет, касса, налоги, обложение и т. д.); 
г) Аграрное законодательство. Все земли в Абхазии: имения, опытные поля, станции и леса, не подлежащие распределению, как имеющие народнохозяйственную ценность, а также недра земли и воды находятся в ведении и распоряжении Автономной Абхазии; 
д) Мировые Судебные Установления; 
е) Администрация; 
ж) Медицина и санитария и проч. 

ГЛАВА III 

О ВЛАСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ 

14. Народный Совет Абхазии и иго члены неприкосновенны; всякое лицо, посягнувшее на их свободу и неприкосновенность, отвечает как за государственное преступление. 

15. Члены Народного Совета Абхазии за мнения, высказываемые при исполнении ими своих обязанностей, не несут никакой ответственности ни в общеуголовном порядке, ни в порядке частного обвинения. 

16. Члены совета без разрешения самого Законодательного Собрания не могут подлежать личному задержанию за исключением случая задержания их на месте преступления. 

17. Члены Совета могут быть предаваемы Суду лишь по постановлению самого Народного Совета Абхазии. 

18. По постановлению Народного Совета Абхазии депутаты депутаты, подлежащие ответственности, предаются обыкновенному Суду. 

19. Народный Совет Абхазии заседает по сессиям, причем право отсрочивать или откладывать свои сессии принадлежит ему одному. 

20. Члены Народного Совета Абхазии дают обещание на верность Конституции Автономной Абхазии по установленной форме. 

21. Члены Народного Совета Абхазии получают вознаграждение в размере, установленном Народным Советом Абхазии. 

[стр. 92] 22. Члены Народного Совета Абхазии не могут занимать платные должности по назначению правительственной власти. 

23. Народный Совет Абхазии имеет право законодательной инициативы в общегосударственном масштабе. 

Г Л А В А I V 

О ВЛАСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ 

24. Комиссары Абхазии несут коллегиальную ответственность за все свои действия и распоряжения. 

25. Высшие представители Исполнительной Власти, а равно и все служащие Правительственных Учреждений прежде, чем вступить в должность, дают обещание на верность Конституции по установленной форме. 

26. Назначение, увольнение и перемещение должностных лиц в местных учреждениях принадлежит Комиссариату Абхазии, а в общегосударственных на территории Абхазии – Правительству Республики Грузия, однако с ведома и согласия Правительства Абхазии. 

27. Члены Комиссариата Абхазии из числа членов Народного Совета Абхазии сохраняют звание депутатов Народного Совета Абхазии и могут участвовать в заседаниях Совета, как депутаты Совета. 

28. Члены Комиссариата Абхазии дают отчет о своей деятельности только Народному Совету Абхазии. 

29. Все должностные лица за правонарушения, совершенные ими при исполнении должности, подлежат уголовной и гражданской ответственности на общем основании. 

Г Л А В А V 

О   С У Д Е 

30. Судебная власть осуществляется лицами и учреждениями, Исполнительной власти не подчиняемыми: Судьи несменяемы, за исключением случаев, законом установленных. В одном лице или учреждении не могут быть совмещены административная и судебная власть. 

Г Л А В А V I 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН 

31. Все граждане автономной Абхазии равны перед законом и не могут отказываться от подчинения закону или оправдываться незнанием закона. 

[стр. 93] 32. Все привилегии и ограничения, связанные с происхождением, сословностью, полом, национальностью и религией, а также чины и ордена, за исключением военных, отменяются. 

33. Гражданам обеспечивается свобода собраний и союзов, а также свобода передвижений, торговли и промыслов с соблюдением правил, установленных законами Автономной Абхазии. 

34. Всякое задержанное лицо в городах и других местах пребывания Судебной Власти в течение 24-х часов, а в прочих местностях, не позднее, как в течение 3-х суток со времени задержания, должно быть или освобождено, или дело о нем представлено Судебной Власти, которая, при рассмотрении причин задержания, или постановляет, с объяснением оснований, о дальнейшем содержании его под стражей, или же об освобеждении его из-под стражи. 

35. Все граждане пользуются свободой совести, никто не может быть преследуем за религиозные убеждения. 

36. Личность и жилище неприкосновенны. Никто не может быть подвергнут аресту или обыску или вторжению в жилище иначе, как в случае и порядке, законом определенным. 

37. Вся частная корреспонденция неприкосновенна. 38. Устанавливается право петиций, свобода слова и печати. 

39. Закон о гражданстве, условия и порядок приобретения этого права в Абхазии составляет предмет компетенции Народного Совета Абхазии. 

40. Избирательные права граждан, порядок составления избирательных списков и производство выборов в Законодательные и Общественные учреждения Автономной Абхазии определяются избирательным законом, издаваемым Народным Советом Абхазии. 

Г Л А В А V I I 

О ПЕРЕСМОТРЕ, ИЗМЕНЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ 

41. Конституция может быть пересмотрена во всякое время, как в полном объеме, так и по частям. 

42. Частный пересмотр Конституции состоит в изменении или отмене одной или нескольких статей Конституции, или в ведении в нее новых положений, а полный пересмотр Конституции состоит в замене ее новой. 

43. Частный пересмотр Конституции производится обычным законодательным путем при требовании не менее 5-ти депутатов Совета или 3-х тысяч избирателей, причем в том и другом случае инициаторами представляется проект или общие указания об изменении Конституции. 

[стр. 94] 44. Полный же пересмотр Конституции может быть произведен при требовании о том не менее 10-ти членов Народного Совета Абхазии или 6-ти тысяч избирателей. Требование народной инициативы может быть представлено или в виде общего указания или в виде разработанного подробного проекта. 

Г Л А В А V I I I 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

45. Все положения Конституции Автономной Абхазии по утверждении их Народным Советом Абхазии и Учредительным Собранием Грузии должны быть внесены в Конституцию Демократической Республики Грузии. 

46. Никакой закон, никакое распоряжение, никакой декрет или указ, состоящие в противоречии с положениями Конституции, не могут быть обнародованы и иметь силу в Абхазии. 

47. Приступая к исполнению своих обязанностей, долженствующие лица Правительственных Учреждений Автономной Абхазии дают обещание на верность Конституции по установленной форме. 

«10» июля 1919 года. 
Члены Народного Совета Абхазии: А. Чукбарь, М. Тарнава, М. Цагурия, Д. Базба, К. Барцыц, Р. Какуба, Д. Алания, С. Чанба, И. Маргания, А. Демьянов, Р. Чкотуа, А. Мартин. 

С подлинным верно: 
Управляющий Канцелярией – подпись 
«…» февраля 1920 года. 


ДОК. № 10 

П Р О Е К Т 

Соглашения Паритетной Комиссии об основных положениях Управления Абхазией 

1. Абхазия составляет автономную часть демократической Республики Грузии. 

2. Автономная Абхазия кроме общего законодательного органа и законодательства Демократической Республики Грузии имеет свое местное законодательное собрание – Народный Совет Абхазии, избираемый на основе всеобщего, прямого, равного, тайного голосования. 

3. Члены Народного Совета Абхазии пользуются теми правами и преимуществами, каковые присвоены членам Учредительного [стр. 95] Собрания республики Грузии в силу декрета от 9-го мая 1919 года. 

4. При выборах в Законодательный орган Грузии Абхазия составляет отдельный избирательный округ и пользуется пропорциональным представительством в этом органе. 

5. Исполнительным органом власти в Абхазии является Комиссариат по управлению Абхазией. 

6. Сроки созыва и продолжительность сессий Народного Совета, а также и положение об исполнительном органе (Комиссариате) вырабатываются Народным Советом Абхазии. 

7. Народный Совет Абхазии имеет право законодательной инициативы. 

8. Члены Народного Совета, представители исполнительной власти, а также все служащие в учреждениях дают торжественное обещание и подписку на верность законам Республики Грузии и Автономной Абхазии. 

9. Народный Совет имеет право издания законов по всем вопросам за исключением касающихся, внешней политики, войска, управления портами, финансовой, денежной, налоговой и таможенной систем, общих судебных установлений и Сената, гражданского, уголовного и общесоциального законодательства, почты, телеграфа, железных и шоссейных дорог, имеющих общегосударственное значение. 

10. Народный Совет Абхазии обладает правом местного самообложения и имеет свой бюджет и финансы в пределах, предоставленных общими законами Республики. 

11. В области земельных отношений Народный Совет Абхазии, руководясь общими аграрными законами и декретами Республики, устанавливает увеличение и уменьшение земельных наделов и условия передачи земли трудовому классу. 

12. Все земли, культурные имения и недра, имеющие общегосударственное значение и не подлежащие распределению, являясь общенародным достоянием Республики, находятся в управлении и заведывании Народного Совета под общим руководством и контролем центральной власти. 

13. Центральная власть Республики имеет наблюдение через своего Особоуполномоченного за тем чтобы законоположения и постановления Народного Совета Абхазии не противоречили смыслу общегосударственных законов Республики. 

14. В случае противоречия или несоответствия законоположений и постановлений Народного Совета Абхазии и общегосударственных [стр. 96] законов Республики, Центральная власть в течение 5 дней со дня опубликования законоположения или постановления приостанавливает приведение их в действие и передает на рассмотрение Сената. 

15. Общегосударственным языком в Абхазии считается язык грузинский, но Народному Совету Абхазии принадлежит право устанавливать по своему выбору язык обучения и делопроизводства во всех правительственных и общественных учреждениях Абхазии. 

16. Права и обязанности граждан и гражданские свободы гарантируются на территории Абхазии общими законами Республики. 

Верно: Управляющий Канцелярией Народного Совета Абхазии 
Круглая печать 
1 июня 1920 года 


ДОК. № 11 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ АБХАЗИЕЙ 


Абхазия является самоуправляющейся (автономной) единицей Республики Грузия. 

II 

Высшим Правительственным и Законодательным Органом Абхазии является Абхазский Народный Совет, который состоит из членов, избираемых Уездными Земскими Собраниями и Городскими Думами Абхазии из числа гласных означенных Собраний и Дум. 1. Члены Абхазского Народного Совета пользуются теми же привилегиями, каковые присвоены членам Учредительного Собрания Республики Грузии в силу Закона 9-го мая 1919 года за № 56 (Собр. узакон. № 8). 

III 

Абхазский Народный Совет имеет право издания законов по всем вопросам, за исключением лишь касающихся: внешней политики, войска, финансов, налоговой, денежной и таможенной систем, общих судебных установлений и Сената, гражданского и уголовного законодательства, общесоциального законодательства, почты, телеграфа, железных и шоссейных дорог и землеустройства. 

IV 

Правительство Республики Грузии имеет наблюдение за тем, чтобы законоположения и постановления Абхазского Народного Совета не противоречили смыслу общегосударственных законов Республики Грузии. 
1. В случае противоречия или несоответствия законоположений и постановлений Абхазского Народного Совета с общегосударственными законами Республики Грузии, Правительство последней в течение семи дней со дня издания законоположения или постановления приостанавливает приведение их в действие и передает таковые на рассмотрение Сената Республики Грузия. 


Высшим исполнительным органом Абхазии является Комиссариат по управлению Абхазией. 
1. Члены Комиссариата Абхазии назначаются Абхазским Народным Советом. 
2. Положение о Комиссариате по управлению Абхазией вырабатывается Абхазским Народным Советом. 

VI 

Правительство Республики Грузии имеет своего представителя в Абхазии, через которого и ведет все сношения с высшими учреждениями Абхазии. 

VII Общегосударственным языком в Абхазии считается язык грузинский, но Абхазскому Народному Совету принадлежит право устанавливать по своему выбору язык делопроизводства во всех правительственных и общественных учреждениях Абхазии, причем, однако, все сношения с правительственными учреждениями Грузии ведутся исключительно на общегосударственном языке. (ЦГИА Грузии, ф. 1833, оп. 1, д. 863, л. 93–94) 


Материал к публикации в блоге подготовил 
Ираклий Хартишвили

 

No comments:

Post a Comment