Wednesday, October 11, 2023

Автандил Ментешашвили о грузино-абхазских отношениях со времен создания Закавказского Сейма и до подписания договора 8 июня 1918 года включительно

(Предложенный ниже материал представляет выдержку из книги проф. Автандила Ментешашвили «Исторические предпосылки современного сепаратизма в Грузии»; из раздела этой книги «Грузино-абхазские отношения в первой четверти XX века», Тбилиси, 1998 /в квадратных скобках приведены начала страниц по данной книге – [стр. 10… и т. д.]/. В книге имеются вступительная часть и два основных раздела – о грузино-абхазских и грузино-югоосетинских отношениях; также и документы по этим двум направлениям) 


ТЕКСТ ПО КНИГЕ

После создания Закавказского Сейма, который отказался признать Брестский мир, положение в Закавказье осложнилось. Начинается прямая турецкая экспансия, внутри страны имели место вооруженные выступления масс, возглавляемых большевиками. 

В абхазском письме от 17 июня 1988 года, адресованном президиуму XIX всесоюзной партийной конференции, большевистские выступления весной и летом 1918 года, охватившие различные районы Грузии, преподносятся однозначно: борьба абхазского и осетинского народов за советскую власть, которую меньшевики потопили в крови». Авторы письма забывают или умышленно обходят тот факт, что такие же выступления отмечались и в других районах Грузии и также подавлялись вооруженными силами Закавказского сейма и Демократической Республики Грузии. Поэтому нельзя представлять репрессивные меры, осуществленные в 1918–1920 гг. правительством Демократической Республики Грузии против абхазских и южно-осетинских повстанцев, как его борьбу против абхазского и осетинского народов. Достаточно привести примеры подавления выступлений крестьян, руководимых большевиками в Лечхумском, Душетском, Зугдилском, других уездах Грузии весной и летом 1918 года, чтобы обнаружить всю беспочвенность таких утверждений. 

[стр. 19] 25 июня 1918 года на заседании грузинского правительства специально обсуждался вопрос о событиях в Лечхумском и Душетском уездах. Было принято постановление о подавлении военной силой повстанческого движения в этих уездах частями регулярной армии и народной гвардии (Georgian Archive. Harvard University. Reel 9, book 4, P. 17). Еще пример. Во второй половине февраля 1918 года восставшие крестьяне Лечхуми установили в своем уезде Советскую власть. Закавказский сейм объявил уезд «вне закона». 

Репрессивные меры, применяемые Закавказским Сеймом и Народной гвардией против восставших крестьян весной 1918 года объяснялись и внешнеполитическими факторами. В условиях турецкого наступления создалась реальная угроза захвата турками всего Закавказья. В это время внутри страны были определенные силы, ориентировавшиеся на Турцию. Так, например, с просьбой о покровительстве к туркам обратились представители имущих классов Абхазии. С помощью турецких войск они рассчитывали задушить советскую власть в крае (ЦГИА Грузии, ф. 1823, оп. 2, д. 1, л. 208). В связи с этим А. Чхенкели сообщал Национальному Совету Грузии: «Турки решили послать войска для занятия Сухуми и начали соответствующую подготовку. Однако вскоре ими было получено известие о взятии Сухуми нашими войсками и изгнании большевиков. 

Это известие подействовало на них, как гром среди ясного неба, ибо такого поворота событий они не ждали и вынуждены были отказаться от своих замыслов» (Там же)

В первую годовщину объявления независимости Грузии министр внутренних дел Н. Рамишвили выступил в Учредительном собрании с отчетом о деятельности правительства, в котором говорилось: «Молодое, еще не окрепшее грузинское государство вынуждено было пресечь анархию и для этого прибегло к необычайным мерам, послав войска и части народной гвардии в места, охваченные анархическими выступлениями. Необходимо было мечом подавить вспыхнувшие в различных уголках республики восстания, в частности: в Сачхерском и Лечхумском уездах, а также в Одиши. Не лучшим образом обстояло дело и в Абхазии, где одна группа лиц, исходя из личных интересов, недовольная также проведением в жизнь основных реформ, обратилась за помощью к иностранному государству и в то же время путем агитации пыталась поднять народ на восстание» (Газета «Сакартвелос Республика», 26 мая, 1919 г., на груз. яз.). борьба большевиков Абхазии против правительства демократической Грузии проходила в то время, когда «темная турецкая сила окружала страну, и мы не знали, [стр. 20] будет ли для нас завтра вновь светить солнце, или же мы станем жертвами турецкой агрессии. Революция и дальнейшая жизнеспособность нации были под вопросом. Батуми оккупировал враг, который пересек также границы Грузии и стоял в нескольких десятках километров от Тбилиси. Переговоры с врагом были исключены. Измена внутри – меч с внешней стороны, вот ситуация, в какой оказалась Грузия в тот период», – писала газета «Эртоба» 26 мая 1919 года. 

После объявления независимости Грузии 26 мая 1918 года делегация Абхазского Народного Совета в составе Р. Какуба, Г. Туманова, В. Гурджуа и Г. Аджамова прибыла в Тбилиси для ведения переговоров с правительством Грузии. 

Переговоры проходили в начале июня 1918 года. Приводим протокол заседания правительства Демократической республики Грузии от 6 июня 1918 года: 

«Делегат от абхазского народного совета – Р. И. Какуба, приветствуя правительство грузинской республики, указывает на общность интересов народов Абхазии и Грузии, на их духовную связь и высказывает пожелание, чтобы эта связь и после перехода всей власти в Абхазии в руки Абхазского Народного Совета сохранилась в прежнем виде, и чтобы правительство Грузинской республики оказало дружественную помощь в организации государственной власти в Абхазии. 

Председатель – военный министр Г. Т. Георгадзе, приветствуя представителей абхазского народа, подчеркивает общность идей и желаний у народов Абхазии и Грузии и высказывает пожелание практически закрепить братскую связь этих народов. После этого оглашаются два документа от Абхазского Совета. 

В первом документе Абхазский Народный Совет доводит до сведения грузинского Национального Совета, что объявлением независимости Грузии Абхазия потеряла юридическую основу связи с Грузией и вся полнота власти в пределах Абхазии перешла в руки Абхазского Народного Совета. Абхазский Народный Совет, принимая во внимание общность интересов Абхазии и Грузии, ожидает от Грузинского Национального Совета помощи в организации самостоятельной государственной власти в пределах Абхазии с оставлением в распоряжении Совета отряда грузинской Красной гвардии и вместе с тем доводит до сведения Грузинского Национального Совета свой протест против распоряжений правительства Грузинской республики, отдаваемых на территории Абхазии, как нарушающих суверенные права Абхазского Народного Совета. 

Для выяснения всех этих вопросов и для ведения переговоров с правительством Грузинской республики Абхазский Народный Совет [стр. 21] делегирует своих представителей: Р. И. Какуба, В. Г. Гурджуа, Г. Д. Аджамова и Г. Д. Туманова. 

Вторым документом Абхазский Народный Совет доводит до сведения правительства Грузинской республики, что ввиду того, что на Абхазию, как на полноправного члена Закавказской федеративной республики, падает часть долгов распавшейся республики, Абхазский Народный Совет считает необходимым участие своих представителей на равных правах с представителями других федеративных национальностей в работе ликвидационной комиссии, на что и уполномочивает В. Г. Гурджуа, Г. Д. Аджамова и Г. Д. Туманова. 

На ряд вопросов, задаваемых министрами Грузинского правительства, Р. И. Какуба дает разъяснения, рисующие положение дел в Абхазии. 

Из доклада Р. И. Какуба выясняется, что Абхазский Народный Совет в скором времени созывает Народный съезд представителей всех народов, населяющих территорию Абхазии. Выборы в Народный съезд будут происходить по четырехчленной формуле. 

В данный момент в Абхазии существует несколько политических течений, характеризующих ту или иную ориентацию: так, состоятельный, помещичий класс явно придерживается турецкой ориентации, ожидая от Турции восстановления своих утраченных прав, есть и небольшое течение с большевистской ориентацией. Часть населения симпатизирует горцам Северного Кавказа. 

Для борьбы со всеми этими течениями, Абхазский Народный Совет ждет помощи от Грузинского правительства и надеется, что Грузинская Красная гвардия не будет выведена из пределов Абхазии и поможет Абхазской администрации и организуемому интернациональному отряду в их борьбе с этими элементами. 

Абхазский Народный Совет, нуждаясь в деньгах, ждет также и финансовой помощи от Грузии. 

Для разрешения всех этих вопросов Грузинское правительство поручает своим министрам Ш. Месхишвили и Н. Хомерики составить текст договора между этими двумя народами. 

После принятия этого постановления делегаты Абхазского Народного Совета покидают заседание»… (Georgian Archive. Harvard University. Reel 74, box 22, book 5)

8 июня 1918 г. в развитие и дополнение соглашения между представителями Национального совета Грузии и Абхазского Народного Совета от 9 февраля 1918 г. был заключен договор между правительством Демократической республики Грузии и Абхазским Народным Советом, в котором говорилось: 

[стр. 22] 1) при правительстве Демократической республики Грузии создается по представлению Абхазского Народного Совета пост министра по делам Абхазии; 

2) внутреннее управление и самоуправление в Абхазии принадлежит Абхазскому Народному Совету; 

3) кредиты и деньги, необходимые на управлении Абхазии, отпускаются из средств Демократической республики Грузии и расходуются на нужды Абхазии Абхазским Народным Советом; 

4) для скорейшего установления революционного порядка и организации твердой власти и в помощь Абхазскому Народному Совету и в его распоряжение правительство посылает отряд Красной гвардии; 

5) в Абхазии организуется интернациональный отряд, который находится в распоряжении Абхазского Народного Совета; 

6) социальные реформы в Абхазии проводит Абхазский Народный Совет на основе общих законов Грузии с учетом местных особенностей; 

7) Съезд населения Абхазии на демократических началах созывается по возможности в скором будущем для окончательного решения вопросов, связанных с устройством Абхазии (ЦГИА Грузии, ф. 1861, оп. 2, д. 3, л. 58)

Договор подписали Н. Хомерики – министр земледелия и Ш. Алекси-Месхишвили – министр юстиции Грузии, с абхазской стороны – уполномоченные Абхазского Народного Совета Р. Какуба, Г. Туманов, В. Гурджуа, Г. Аджамов. 

Таким образом, по договору правительство Грузии предоставило Абхазии широкую автономию и обещало экономическую и военную помощь. На основе статьи четвертой договора от 8 июня 1918 года, в помощь Абхазскому Народному Совету поступил грузинский отряд Народной гвардии. 

Абхазские историки считают, что договор от 8 июня не предоставлял автономии Абхазии в составе Грузии. Это утверждение им нужно для поддержки известного тезиса идеолога абхазских сепаратистов С. Лакобы о том, что Грузия, оказав помощь Абхазии в борьбе против большевистских отрядов и турецких банд, пытавшихся захватить Сухуми и территорию Абхазии, сама установила на ее территории оккупационный режим. Потому они отвергают известные всем факты, что по соглашению от 9 февраля и по договору от 8 июня Абхазии предоставлялась широка автономия. И такая позиция не случайна, ибо упоминание об автономии Абхазии в составе Грузии делает абсурдным утверждение идеологов сепаратистов, что грузинские войска установили «оккупационный режим» на своей же территории. 


П Р И Л О Ж Е Н И Е [стр. 75


К о п и я   с   к о п и и 

ДОК. № 1. 

СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ НАЦИОНАЛЬНЫМ СОВЕТОМ ГРУЗИИ И АБХАЗСКИМ НАРОДНЫМ СОВЕТОМ ОТ 9-ГО ФЕВРАЛЯ 1918 ГОДА 

9-го февраля 1918 года в гор. Тифлисе состоялось заседание президиума исполнительного комитета Национального Совета Грузии совместно с представителем Абхазского Народного Совета Александром Шервашидзе по вопросу об установлении взаимоотношений между Грузией и Абхазией, причем выработано следующее положение: 

I) Воссоздать единую нераздельную Абхазию, в пределах от реки Ингур до реки Мзымта, в состав которой войдет собственно Абхазия и Самурзакан – нынешний Сухумский округ. 

II) Форма будущего политического устройства единой Абхазии должна быть выработана на основе принципа национального самоопределения Учредительным Собранием Абхазии, избранного на демократических началах. 

III) В случае, если Абхазия и Грузия пожелают вступить с другими национальными государствами в договорные отношения, то взаимно обязываются иметь предварительныя между собой по этому поводу переговоры. 

Управление канцелярией 
Народного Совета Абхазии: подпись 
Печать 
1 июня 1920 г. 


ДОК. № 2. 

ДОГОВОР МЕЖДУ ГРУЗИЕЙ И АБХАЗИЕЙ ОТ 8 ИЮНЯ 1918 ГОДА 

К о п и я 

1918 года июня 8-го дня, гор. Тифлис. 

Правительство Грузинской Демократической Республики в лице своих уполномоченных Министра Юстиции Ш. А. Алексеева-Месхиева и Земледелия Н. Г. Хомерики и Абхазский Народный [стр. 76] Совет, в лице уполномоченных Раждена Ивановича Какуба, Георгия Давидовича Туманова, Василия Георгиевича Гурджуа и Георгия Давидовича Аджамова в развитие и дополнение соглашения между Грузинским Национальным Советом и Абхазским Народным Советом, состоявшегося 9-го февраля сего, 1918 года, заключили следующий договор: 

1) При Правительстве Грузинской Демократической Республики приглашается по представлению Абхазского Народного Совета Министр по делам Абхазии; 

2) Внутреннее управление и самоуправление в Абхазии принадлежит Абхазскому Народному Совету; 

3) Кредиты и деньги, необходимые на управление Абхазией, отпускаются из средств Грузинской Демократической Республики и расходуются на нужды Абхазии Абхазским Народным Советом; 

4) Для скорейшего установления революционного порядка и организации твердой власти, в помощь Абхазскому Народному Совету и в его распоряжение Правительство Грузинской Демократической Республики посылает отряд Красной Гвардии; 

5) В Абхазии организуется интернациональный отряд, который находится в распоряжении Абхазского Народного Совета. Необходимые для отряда снаряжения и деньги выдаются Правительством Грузии; 

6) Социальные реформы проводятся в Жизнь Абхазским Народным Советом на основании общих законов Грузии, но применительно к местным условиям; 

7) Съезд населения Абхазии на демократических началах созывается по возможности в скором будущем для окончательного решения вопросов, связанных с устройством Абхазии; 

8) Договор этот пересматривается Национальным Собранием Абхазии. 

Подлинный подписали: Ной Георгиевич Хомерики, Шалва Владимирович Алексеев-Месхиев, Георгий Давидович Аджамов, Василий Георгиевич Гурджуа, Свящ. Георгий Давидович Туманов, Ражден Иванович Какуба. Управляющий канцелярией Нар. Совета Абхазии: подпись, печать. 

Материал к публикации в блоге подготовил 
Ираклий Хартишвили

 

No comments:

Post a Comment