Кавказ и Закавказье за время управления генерал-лейтенанта маркиза Филиппа Осиповича Паулуччи и генерала от инфантерии Николая Федеровича Ртищева (1811–1816)
Часть первая – Закавказье за время управления генерал-лейтенанта маркиза Филиппа Осиповича Паулуччи (1811–1812)
VII. Осетины, Мтиулетины, Пшавы и Хевсуры
(стр. 105–108)
(Из этой главы приведены сведения только об осетинах)
136. Рапорт ген.-м. Дельпоцо маркизу Паулуччи, от 28-го ноября 1811 года, № 1517. – Владикавказ.
В. пр. известно, что содержать Тагаурцев всегда в полном повиновении есть та польза, которая приобретена чрез старательное склонение, когда они предузнали и свои выгоды, после чего несколько раз колебались некоторыя фамилии и почти заводили бунты, кои и погашались только чрез деятельныя меры, – зыблемы будучи коловратностию, они после признательнаго отчаяния отговаривались главным, что в просьбах их, предлагаемых Российскому начальству, не получают полнаго удовлетворения, а иногда и с притеснением получают отказы. Примером тому служит Моздокский комендант полк. Диянов, который при всей обязанности своей, по доходящим ко мне жалобам некоторых Тагаурцев на Моздокских жителей Азиятскаго племени, отсылаемых от меня к нему на разбирательство по претензиям, не делает должнаго удовлетворения, причинив чрез то крайнее по их обычаю оскорбление.
20-го числа минувшаго октября, при сообщении моем, препроводил старшину Келекая Мансурова, означив претензию его на Моздокскаго жителя Осетинца Петра Назарова в несправедливом поступке принятия в жены себе, без заплаты по их обыкновению калыма, принадлежащей собственно ему, старшине Мансурову, женщины.
Вслед за тем, 21-го октября, по билету, данному от меня, отбыл в Моздок Тагаурский старшина Дуда Мансуров по собственной ему надобности, куда прибыв, нашел на себя просителей – Моздокских Армян, что назад тому более трех лет пропали у них 3 лошади, из коих 2 находятся у Дуда Мансурова, а третья, проданная им, Мансуровым, ген.-м. гр. Ивеличу 3-му, которая опознана у него в табуне и отдана хозяевам; по сему предварению тотчас Дуда Мансуров взят был под гаубтвахтный караул, где и содержался до того времени, пока избрал принужденно вместо себя поручителя в исправной заплате за тех 2-х лошадей. Я употребляю все способы к достижению спокойствия, занимаясь почти всегда одними их разбирательствами, и удовлетворяю просьбы, несколько соображаясь с их правами; а полк. Диянов старается разстроивать. Скорее всего, без предприятий он должен-бы был отнестись ко мне, и в таком случае без озлобления дела получил-бы по справедливости с обеих сторон другой оборот, а чрез то и сомнения ожидаемаго от коловратнаго народа не было-бы. Представляя в. пр. на разсмотрение известныя обстоятельства, покорнейше прошу не оставить своим отношением к ген.-л. Ртищеву, дабы дал предписания полк. Диянову подобных решений с Тагаурцами не делать, но наперед, не удерживая их в Моздоке, сносился-бы со мною, на которое получить всегда претендатель свое право; равномерно и входил-бы в просьбы Тагаурцев без угнетения, когда случаются на Моздокских жителей какия жалобы, без чего и управление сим народом не может иметь желаемаго успеха.
Часть вторая – Кавказ и Закавказье за время управления генерала от инфантерии Николая Федеровича Ртищева (1812–1816)
VII. Осетия
(стр. 515–526)
607. Предписание ген. Ртищева д. с. с. Малинскому, от 13-го мая 1812 года, № 97.
Я соглашаюсь на представление в. пр., чтобы для предохранения жителей Горийскаго уезда от грабежей, производимых Осетинами, принадлежащими князьям Эристовым, обязать князей Эристовых подпискою, дабы за каждое грабительство, сделанное их подвластными, ответствовали они своею собственностью; если-же князья Эристовы не согласятся дать таковых подписок, то поручить все Осетинския селения заведыванию полк. кн. Шанше Эристова, который принимает на себя обязанность удерживать Осетин от грабительств.
608. Рапорт ген.-м. Симоновича ген. Ртищеву, от 20-го августа 1812 года, № 2003.
Имеретинские Осетины, живущие в ущельи Цедиси, лежащей в Рачинской провинции и примыкающей одною стороною к хребту Кавказских гор, а другою стороною к жилищам Осетинцев, принадлежащих к Грузии, делали безпрестанныя хищничества в соседственных им Рачинских деревнях людьми и скотом, которых они продавали по бòльшей части Дигорцам, живущим за Кавказом. Я, наблюдая за неприятелем от стороны Турции и по малоимению здесь войск, поручил маиору кн. Григорию Церетели (сыну здешняго сахлтхуцеса), собрав довольную партию из Рачинских обывателей и его подданных, напасть на помянутое ущелье Цедиси и наказать тамошних хищников, привести их в повиновение и сверх того пригласить к себе в Рачу Дигорских князей для уговора их к прекращению покупки ими Имеретинских пленных, как равно и для того, чтобы они по прежнему способствовали вольному сообщению, которое бывает из Рачи в Моздок чрез их землю. Сказанный маиор кн. Церетели, по ревностному его усердию к службе, успел все возложенное на него привести в желаемое исполнение. Цедисских Осетинцев он наказал силою оружия и взял несколько их важнейших хищников в плен, кои ныне содержатся в Раче под караулом до вымена на них похищенных сими Осетинцами Имеретинцев. По приглашению его явились также к нему в Рачу Дигорские князья Азамат Абесалис-швили, Девлетуко Абесалис-швили, Аслан-бек Кубадлис-швили, Ками Джанукас-швили, Айтека Карабугас-швили, Али Кантемурис-швили и Хата Кантемурис-швили, которых он, Церетели, с помощником Рачинскаго окружнаго начальника подпор. Иваном Бакрадзе привел к присяге на верность России, взяв от них и несколько пленных Имеретинцев, с тем, что они впредь не будут никаких пленных христиан перенимать, а служить России верно к содержанию коммуникации с Моздоком, как они сие и при царях Имеретинских исполняли. За каковое отличное усердие к службе Е. И. В. и деятельность маиора кн. Григория Церетели я долгом поставляю покорнейше ходатайствовать у в. выс-а ему от Монарших щедрот орден св. Владимира 4-го класса с бантом и издержанныя им по сим препорученностям на разные подарки из собственных 260 р. с.; упомянутому-же подпор. Бакрадзе, способствовавшему ему к успешному исполнению всего вышепрописаннаго, – орден св. Анны 3-го класса. При чем почтеннейшее присовокупить имею для дальнейшаго приласкания упомянутых Дигорских князей не благоугодно-ли будет в. выс-у прислать для каждако по штуке сукна или парчи на кафтаны.
609. Предписание ген. Ртищева подполк. Реньеру, от 20-го января 1813 года, № 84.
Два рапорта ваши с нарочною эстафетою я получил и все сделанныя вами распоряжения как о приведении в исполнение волнующихся Осетин казенных и помещичьих в Карталинии, по разным селениям живущих, так и о приглашении заграницею в Осетии обитающих ко вступлению во Всероссийское подданство я одобряю в полной мере и по первому вашему рапорту послал вместе с сим по нарочной-же эстафете предписание к Горийскому дворянскому маршалу полк. кн. Шанше Эристову, чтобы он в случае требований ваших о содействии по сему предмету, в чем надобно будет, оказывал со стороны своей пособие, но в распоряжения отнюдь не входил, так как дело сие в особенности поручено от меня вам. Что-же касается до князей, подполк-в Елизбара Эристова и Георгия Амилахварова, оказывающих усердие на пользу службы, то поручаю вам им объявить, что труды их и точное исполнение обязанностей по службе не останутся без достойнаго по заслугам воздаяния. – На другой ваш рапорт уведомляю вас, что я весьма согласен с предположением вашим, дабы к пресечению происходящих от Осетин грабежей и убийств собрать всех казенных Осетин в одно место и переселить за Куру до весны, а потом и далее и приведение сего в исполнение предоставляю собственному вашем благо разумному распоряжению, чтобы сие исполнить без могущих произойти неприятностей. Между тем, где по весне удобнее поселить их далее от Осетии, я требую мнения от Грузинскаго гражданскаго губернатора, да и вас прошу таковое-же ко мне доставить; помещичьих Осетин отдать самим помещикам с подписками, что и сии будут поселены в отдаленности и что от них никакого вреда не будет. Что касается до обезпечения Карталинии постановлением в Ванатском укреплении одной роты, то как прибывшими в Горийский уезд рекрутами преимущественно расположенныя там войска укомплектовываются, а при том и шеф 15-го Егерскаго полка полк. Печерский следует с двумя ротами из Кахетии в Карталинию, то вы – что будет касаться до пособия и содействия вам от стороны воинской, относитесь к Печерскому.
610. Тоже, полк. Казбеку, от 4-го марта 1813 года, № 137.
Рапорт ваш я получил. Усматривая из онаго, что вами взяты уже все меры к удержанию вверенный вам народ в спокойствии и к осторожностям со стороны беглаго царевича Александра, я за удовольствие себе поставляю изъявить вам мою признательность за усердие ваше и деятельность, коими вы всегда себя отличали, и остаюсь надежным, что вы, руководствуясь известным в вас благоразумием, не упустите в сем случае из виду ничего такого, что только будет относиться до пользы службы Е. И. В. и до устройства в управляемом вами народе. Наивеличайшая-же услуга была-бы та, если-бы нашлись между Кистинцами, Тагаурцами или другими горскими народами люди верные, усердные и твердые в своих предприятиях, кои-бы беглаго Александра, – сего нарушителя общественнаго спокойствия и врага самой Грузии, – могли схватить или вовсе истребить, быв уверены, что успех в сем деле доставил-бы важную и неожидаемую ими награду. Впрочем о сем предмете я предоставляю себе объясниться с вами пространнее, когда буду иметь удовольствие лично с вами видеться, ожидая вашего сюда приезда.
Весьма сожалею, что племянник ваш кап. Осип Казбек, удалившийся от благородных примеров вашей верности и усердия к всемилостивейшему Г. И., впал в толико важное преступление и передался к мятежному царевичу. Я надеюсь однако-же, что вы по власти и влиянию вашего на народ, населяющий Тагаурское ущелье, не только преградите ему все пути к нанесению вреда службе Е. И. В., но употребите все благоразумныя средства вывести его из заблуждения, привести к раскаянию и достать его в свои руки, с тем, чтобы представить ко мне как раскаявшагося преступника, покорнаго воле и власти Российскаго правительства.
Что-же касается до усиления постов в Тагаурском ущельи по сему случаю, то хотя я и полагаю, что воинских команд, по ущелью теперь расположенных, при соблюдении ими надлежащей осторожности весьма достаточно к ниспровержению всяких замыслов мятежников; но считая осторожность всегда полезною, я прилагаю при сем повеление мое к ген.-м Дельпоцо о принятии надлежащих мер, чтобы при первой надобности по его усмотрению усилил-бы себя во всегдашней готовности поразить мятежников на случай появления. Вам поручаю иметь частое сношение с ген.-м. Дельпоцо, сообщать все известия, какия будете получать о намерениях беглаго царевича и окружающей его мятежной шайки, также о расположениях управляемаго вами народа и в случае надобности требовать его содействия или помощи, давая знать ближайшим войскам к Анануру и мне доносить.
Не считаю нимало противным то, что вы к бежавшему племяннику своему писали письмо от себя, а напротив одобряю сей ваш поступок, относя оный единственно к усердию вашему на пользу службы Е. И. В., и поручаю вам при том употребить всевозможныя средства к приведению его в разсудок и к убеждению, отстав от царевича, прибыть ко мне с раскаянием и покорностью.
Прибыть вам в Тифлис на короткое время я позволяю и даже имею надобность в приезде вашем сюда для личных объяснений по некоторым делам в службе Е. И. В.; позволяю также привести с собою небольшое число лучших нацвалов и почетнейших людей из управляемаго вами народа, но не всех, как вы предполагаете, ибо кроме того, что по неимоверному числу находящихся теперь в Тифлисе депутатов от разных обществ и аманатов, мне весьма затруднительно было-бы обласкать их всех и наградить так, чтобы каждый был доволен. Я полагаю еще, что может случиться вред, когда все нацвалы и почетные люди, имеющие влияние на народ вам вверенный, будут взяты в Тифлис и что легко в их отсутствие может возникнуть своевольство. Впрочем, взяв из них малую часть с собою, других вы можете обнадежить вашим за них у меня ходатайством и что при другом случае также не оставите и их ко мне лично представить.
Я согласен, чтобы вы в отсутствие свое поручили исполнение вашей должности маиору Казбеку 1-му и полагаюсь на свидетельство ваше об усердии и верности его; только прошу вас дать ему полное наставление, соответственное пользам службы и сделать все распоряжения, касающияся до спокойствия народа и осторожностей против замыслов мятежников. При том ускорите также принять меры к немедленной доставке в Тифлис пороховаго транспорта, находящагося в Ларсе, в котором настоит здесь большая надобность и если сами вы не можете вскорости сего исполнить, то поручите хотя маиору Казбеку 1-му, если вы надежны, что он исправно и в точности может исполнить сию порученность. А для препровождения транспорта испросите самое благонадежное прикрытие от ген.-м. Дельпоцо.
В заключение-же весьма приятно мне вас уведомить, что я из уважения к вашим заслугам обласкал, сколько мог, племянника вашего Осипа Циклаурова и наградил его прилично для поощрения к вящшему усердию на пользу службы Е. И. В.
611. Рапорт Владикавказскаго коменданта ген.-м. Адриана ген. Ртищеву, от 29-го июля 1814 года, № 355.
На повеление в. выс-а, от 30-го минувшаго июня, Тагаурцами мне доставленное сего июля 23-го числа, имею честь донести, что жалоба Тагаурских старшин на фамилию Дударовых, будто- бы сии отняли у прочих Тагаурцев луга и доходы от проезжающих купцов, по изследовании оказалась ложною. Дударовы никаких лугов не отняли и никаких доходов не лишили, а претензия Тагаурцев на фамилию Дударовых состоит в том, чтобы позволено им было пахать те самыя земли около Елисаветинскаго редута, кои вспахивают Дударовы; но те земли моим предместником ген.-м. Дельпоцо, слишком теперь уже два года, отданы Дударовым, от коего и свидетельствами снабжены. Я, стараясь уговаривать и согласить их, предложил Тагаурцам, что около Владикавказа, особливо при речке Черной и Кобане, прекрасныя для поселения земли со всеми выгодами «около Елисаветинскаго и Константиновскаго редутов много гулящей земли, просите, – я представлю начальству и просить буду, чтобы позволено было отвести вам какия вы изберете и тогда пойду я сам с вами и отведу». – Нет! позволь нам пахать на той самой земле, на которой Дударовы пашут. – Тагаурцев никак не возможно удовлетворить, ибо, когда раз кому отведена земля, без всякой его вины и причины отнять и отдать другому, мне кажется, невозможно; Дударовы-же с своей стороны не соглашаются иметь себе в товарищи и соседи Тагаурцев, потому что они будут воровать и грабить, а они, как чиновники, должны отвечать. Вторая претензия их состоит в том, чтобы со всех проезжающих, без всякаго разбора состояния, брать по 10 р. с. и им отдавать, чего также никаким образом делать не возможно, поелику проезжающие и проходящие не равнаго состояния: кто купец, кто работник, кто князь, кто офицер или служащий; они одних офицеров и солдат исключают из числа своих данников, а с прочих со всех хотят взять и повелительным голосом с угрозами приказывают мне взять с каждаго по 10 р. и им отдать, не смотря на то, что в положении, сделанном ген.-фельд. гр. Гудовичем с старшинами их и с которого копию при сем в. пр. почтеннейшее представляю, ясно сказано, что с проезжающих купцов с товарами и без товаров брать по 10 р. с., а с простолюдных – с коннаго по 35 к., с пешаго по 20 к. Они сего и слышать не хотят. Избегая всякаго подозрения и претензии, я собираю на дворе или на чистом поле Тагаурцев и приезжих, и кого по паспорту или билету нахожу, что он едет по торговому промыслу, тому велю заплатить 10 р. с.; у кого-же найду, что он отпущен для работы или в работники у тех-же купцов, тому велю 35 к. с. заплатить, ибо иначе я людей, которых от роду моего не видал, знать не могу.
Как по паспортам и билетам Тагаурцы с наглостью приказывают мне брать с каждаго без разбора по 10 р., грозя, что они оставят Владикавказ, не будут более ездить, что я хочу их истребить и тому подобныя преобидныя выражения, – я им показываю паспорты и билеты каждаго; они говорят, что в паспортах и билетах врут. Быть может, что там, где билеты и паспорты проезжающим дают, и делается какое либо злоупотребление; но я того знать не могу, иначе узнать не могу кто купец, кто работник, как по билетам и паспортам. – Третья их претензия состоит в том, чтобы соль была им продаваема по рублю, а не по за 2 пуд, чего также никоим образом сделать невозможно, поелику соль та обходится в казну с доставкою по 1 р. 80 к. Каким образом можно отпустить им по рублю и то без предписания в. выс-а? Была соль прежняго заготовления по рублю, но оная вышла и остается только 350 п., которая продается по малой части бедным солдатам. Четвертая их претензия состоит, во-первых, давать аманатчикам более содержания, нежели ныне им производится по 25 к. медью; во-вторых, пускать их гулять куда хотят и когда захотят, и в-третьих, определить им людей в услужение и тому подобныя дикия и странныя претензии, которыя ни с чем несообразны и удовлетворить без особаго повеления высшаго начальства никоим образом невозможно. В положении именно сказано в 1-м пункте, что купцы платят Тагаурцам по 10 р. с. каждый, за что Тагаурцы обязаны проводить их чрез свою землю без всякаго вреда или убытка купцов, в чем должны Тагаурцы отвечать. Сего они никогда не хотят сделать и не сделают, но силою и угрозами исторгают у купцов особо за провоз денег; купцы, опасаясь, чтобы дорогою не вредили им, дают им сверх 10 р. по договору с ними, что именно в положении запрещено. Когда я стал им говорить, что сие не позволено и несправедливо, тогда они отвечали, что они никак не будут провожать за те только 10 р. На спрос-же мой, для чего им дают 10 р. с каждаго купца? отвечают, что деньги те Бог им приказал брать за то, что они Тагаурцы. Я у них спрашивал «когда Бог соблаговолил дать им такой указ и где оный? покажите, чтобы и я знал». Отвечают, что они бумаги от Бога не имеют, но что они – Тагаурцы и должно им платить, и что они и то от Государя никакой пользы не имеют; что при царе Ираклии купцы платили им по 25 и 30 р. с., а при Государе и по 10 с каждаго, без разбора, не дают. Сверх того, имеют претензию в том, для чего Российское начальство наградило одних Дударовых фамилий чинами, жалованьем и медалями, а им ничего не дало? «Они такие-же Тагаурцы, как и мы; почему Дударовых более отличают и лучше нас их принимают?» – И когда им говорят, что Дударовы заслужили милость Государя и начальства храбростью своею и добрым поведением; что Дударовы, оставя воровство и грабежи, живут благородно, привержены и усердны Государю и Российскому правительству и потому они награждены и отлично с ними поступают. «Будьте и вы таковы и вы также получите, и с вами тоже ласково и снисходительно поступать всякий будет». Отвечают, что и они служат (считая за службу, что живут в горах и караулят, когда купцы проедут, чтобы схватить по 10 р. с каждаго), что они знать этого не хотят и что они равны Дударовым. Начальнику здесь с сим диким и необузданным народом великия хлопоты; человек не может знать, как с ними обходиться; чем ласковее с ними обходишься, тем они гордее и наглее бывают. Однако, с тех пор, как мне грозили, что не будут ходить во Владикавказ и я им отвечал «Ну, вы во Владикавказ ездить не будете, так я к вам в горы со многими приду». И потом, спустя несколько дней, за упрямство, грубости их и дерзости против часоваго, я посадил двух старшин в колодки, нарядил роту и пушку, которая проводила купцов до Казбека и деньги собранныя от купцов им не отдал, а после позвал двух старшин по-умнее других, обласкав их, изъяснил им глупость их поступков и что от того произойти может и наставил их, как должны себя вести, чтобы заслужить милость начальства и Государя, – гораздо тише стали, а только просили меня донести в. выс-у о их вышеписанных претензиях, и хотя я их уверял, что в таковых претензиях они удовлетворения получить не могут, однако неотступно просили донести, о чем всепочтеннейше и доношу.
612. Предписание Грузинскаго гражданскаго губернатора подполк. кн. Михаилу Эристову, от 23-го июля 1815 года, 1460.
Осетины, живущие на Большой и Малой Лиахве, также на Ксани и Меджуде, нападают на жителей, отбивают у них скот и делают смертоубийства, в отвращение чего представлял я ген. Ртищеву определить для смотрения за ними в роде пристава кого либо из благонадежнейших князей, по уважению тому, что земская полиция, по дикой их жизни и местоположению тамошнему, никакого способа к удержанию их не имеет. Почему главнокомандующий в Грузии предписать мне изволил определить вас над означенными Осетинами, с тем чтобы поручить также смотрение за ними и уездному дворянскому маршалу.
Исполняя повеление сие, я предписываю в. с. 1) иметь смотрение как за Лиахвскими Осетинами, так равно и за теми, кои имеют жительство на Ксани и Меджуде, дабы между ними было спокойствие и тишина. 2) Наблюдать строго и подтвердить, чтобы они ни под каким видом не смели нападать на жителей Грузии, отбивать у них скот и делать по дорогам разные грабежи и убийства, для удержания коих от таковых своевольств употреблять людей вам принадлежащих и требовать в случае надобности от уезднаго маршала и земскаго начальства законное пособие. 3) А буде упомянутые Осетины сделают на жителей какое нападение, отгонят скот или ограбят кого на дороге и сделают смертоубийство, то в таком случае в. с., нимало не медля, тотчас должны отыскать все пограбленное и удовлетворить по принадлежности кого следовать будет в полной мере; разбойников-же таковых изловив, доставить ко мне в Тифлис чрез посредство окружнаго начальника или земской полиции, для примернаго наказания, дабы, смотря на сие, и другие не осмеливались подобнаго делать. О всяком-же происшествии уведомлять как окружнаго начальника и земскую полицию, так равно и доносить мне, и наконец, 4) Хотя я уверен, что означенные Осетины, по бòльшей части, шалости сии производят по закоренелой своей привычке, но сколько мне известно, не менее от того, что помещики их грабят и притесняют излишними поборами, чему ясным доказательством служит то, что недавно посланнаго от кн. Шанше Эристова в Меджудское ущелье для сбора податей дворянина Утнелова они изрубили саблею. А потому убеждаюсь долгом моим подтвердить в. с. иметь строжайшее наблюдение, чтобы сим Осетинам не токмо вы, но и никто из князей Эристовых и князей Мачабели не смели отнюдь делать никаких излишних поборов и притеснений, а тем менее продавать детей их Туркам, как сие делается между некоторыми их помещиками, о чем не оставьте от себя известить как князей Мачабели, так равно и князей Эристовых. Но буде и за сим дойдет о том жалоба до правительства и Осетины чрез несмотрение ваше не престанут делать разбоев и грабительств, то в. с. и все вообще князья Эристовы и князья Мачабели будут отвечать своим имуществом.
Об оказании-же вам к удержанию означенных Осетин со стороны земскаго начальства и уездных маршалов надлежащаго пособия, я вместе с сим предписал Горийскому окружному начальнику, Ананурской земской полиции и уездным маршалам Горийскому кн. Мирманозу Эристову и Ананурскому кн. Еремию Багратиону.
Затем, зная усердие ваше к пользам службы Е. И. В., я несомненно надеюсь, что в. с. оправдаете порученность сию начальства в полной мере, а тем самым доставите мне приятный случай быть ходатаем у главнокомандующаго в Грузии Николая Θеодоровича Ртищева о всемилостивейшем вас вознаграждении соразмерно заслугам.
613. Рапорт ген.-м. Адриана ген. Ртищеву, от 16-го августа 1815 года, № 1040.
Кобийский постовой начальник прап. Демидов рапортом от 10-го числа сего месяца доносил мне, что 9-го числа Кобийский житель Осетин Егор Товаев ездил в ущелье Зака и уговорил тамошних жителей Осетин помириться с Россиею, приняв св. крещение и жить мирно и спокойно, не делая никаких шалостей, – на что 6 чел. и согласились, и прислав к нему 8 чел. старшин, объявили, что действительно они на то согласны, не только вышеупомянутыя 6 селений, но и целое ущелье от большаго до малаго желают быть России верноподданными и принять св. крещение. Я, чтобы удостовериться, командировал туда плац-маиора кап. Вешнякова с переводчиком пятидесятником Константиновым, которые, не застав уже тех горцев в Коби, плац-маиор послал за ними в ущелье переводчика Константинова и преданнаго России Кобийскаго жителя Егора Товаева, которые ездили в ущелье, взяли с собою тех старшин и привели к нему в Коби, где он, плац-маиор, обласкав и угостив их, объяснил им неоцененныя пользы и выгоды быть верноподданными высокославной Российской Империи и детьми Греко-Российской православной церкви, на что они согласились и дали ему в том письменное обязательство. После того он взял одного из них, именем Томаева, привел ко мне, который именем общества своего подтвердил все вышеписанное и сверх того, что они все желают быть переселены во Владикавказ или где начальство заблагоразсудит. Я послал отсюда переводчика пятидесятника Константинова с упомянутым старшиною Томаевым, приказав ему взять с собою вышеписаннаго усерднаго нам Егора Товаева и 3-х или 4-х из старшин и привести их к в. выс-у в Тифлис. О благоразсмотрении и распоряжении в разсуждении всего представляемаго мною счастием поставляю ожидать ваших повелений. При том осмеливаюсь рекомендовать отеческой попечительности вашей облагодетельствовать всех заслуживающих того переводчика пятидесятника Константинова, котораго я, убедясь ревностью, усердием, расторопностью и верностью к службе августейшаго Монарха, представил его прошлаго года чрез ген.-м. Дельпоцо в прапорщики, но не знаю, по какому случаю и по сию пору не выходит. А потому всепокорнейшее прошу не оставит его милостивым вашим воззрением и также прошу покорнейше не оставить чем нибудь наградить и вышеупомянутаго Кобийскаго жителя Егора Товаева, яко усерднаго и преданнаго нам человека, и тем поощрить его быть всегда таковым.
614. Записка Дигорских князей Али и Хамурзы Черкесидзе и Заур-бея и Довлетуко Баделидзе к ген. Ртищеву, от 20-го сентября 1815 года.
(С Грузинскаго, перевод старый)
Преосв. Николаоз-цминдели архиепископ Рачинский, вследствие письма здешняго правителя, еще в прошлом 1814 году к нему последовавшаго, о вызове нас и представлении Российскому начальству, пригласив нас, внушил нам, что даже и сама собственная польза наша требует оставаться нам навсегда в непоколебимой верности и преданности к Российскому Престолу, для чего мы, желая от искренности сердца быть верноподданными Е. И. В., явились с просьбою, которая заключается в нижеследующих пунктах.
Хотя мы и Рачинцы, доселе питая друг на друга злобу и ненависть, старались о причинении друг другу вреда и чрез то многие христиане увезены и проданы Дигорцами в Черкесию, но как ныне покровительствует нас десница Г. И., то просим покорнейше предложить начальнику Черкесскаго народа генералу (?) Кучуку Джанхотову прибыть в дом Мамеда и Замбулиды Кубадис-швили, куда и мы не преминем прибыть для истребления сего зла и водворения общаго спокойствия.
Между нами и Черкесиею заключено перемирие чрез него-же, генерала Джанхотова. Но чтобы мы обе стороны могли навсегда пользоваться тишиною и спокойствием, то просим написать означенному Джанхотову о заключении между нами и Черкесами совершеннаго мира.
Мы, не имев к России таковой преданности, каковую ныне приносим Престолу Е. И. В., делали вред Тагаурцам, Куртатинцам и Цумутцам, которые нам отвечали таким-же; а ныне просим для общей пользы дать нам повеление на имя начальника на Кавказской Линии, дабы он в присутствии Девлетуко Баделидзе и Хасай Кубадис-швили водворил между нами и ими мир, тишину и спокойствие.
Дабы торгующие могли пользоваться безопасностью между нами и Моздоком, просим предписать ген.-м. Дельпоцо иметь о сем должное попечение.
Наконец, мы оба, Мурза-бей и Девлетуко Баделидзе, имеем по секрету донести вам следующее: мы в состоянии отыскать удобную дорого, по которой можно будет из Рачи безопасно поспеть на 6-й день в Моздок, для чего небезполезно будет, если с позволения вашего расположена будет часть войска при р. Ардоне, что между Дигором и Тагауром. Место сие изобильно и украшено всеми потребными для войск выгодами, ибо можно пользоваться лесом, лугами и ловлею рыбы и зверей, и чрез то у злонамеренных соседей отнимется власть делать грабежи и разбои, и места Бассиани, Тагаура и Двалети, будучи порабощены чрез то войсками, останутся в совершенном спокойствии верноподданными России. С таковым мнением нашим обще с нами согласны и князья Хасан-бей и Хасай Кубадис-швили.
615. Предписание ген. Ртищева ген.-м. Дельпоцо, от 7-го октября 1815 года, № 907.
Дигорский народ, граничащий с Рачинским уездом, к Имеретии принадлежащим, будучи притесняем Кабардинцами, давно уже был наклонен искать себе защиты в покровительстве Российской Империи, по каковому случаю приезжали ко мне и старшины от него, еще в бытность мою на Кавказской Линии; однако дело сие за скорым отъездом моим в Грузию для начальствования всем здешним краем осталось доселе неоконченным. Ныне-же, когда я прибыл в Кутаис для личнаго обозрения Имеретии и других владений, на берегах Чернаго моря лежащих, 4 первые Дигорские старшины Али и Хамурза Черкесидзе, также Заур-бей и Девлетуко Баделидзе, имеющие всю власть и влияние на народ, явившись ко мне от имени всего Дигорскаго общества, принесли просьбу об искреннем желании их вступить в покровительство и вечное подданство Российской Империи. Почему старшины сии, коих просьба уважена мною в полной мере, были по их обычаю приведены здесь к присяге на вечную верность Е. И. В., в присутствии правителя Имеретинской области ген.-м. Симоновича и Рачинскаго архиепископа Николаоз-цминдели, к которому Дигорский народ имеет особенную доверенность и потом, по приличном их обласкании, отпущены восвояси с тем, чтобы они в залог верности своей представили из почтеннейших фамилий 2 аманатов, кои по собственному их желанию должны будут содержаться во Владикавказе, с правом переменять их другими чрез 6 месяцов или чрез год, лишь-бы однако аманаты сии были всегда назначаемы из первых фамилий.
Просьбы, принесенныя мне сими старшинами от имени всего Дигорскаго народа, равным образом уважены мною, как самыя справедливыя; но поелику удовлетворение оных зависит бòльшею частью от местнаго начальства на Кавказской Линии, то я, снабдив их сим предписанием моим на имя в. пр. и вручив им оное, приказал, дабы они по прибытии в свои домы, избрав между собою двух или трех старшин, отправили-бы их к вам с доверенностью от всего Дигорскаго общества; в. пр.-же поручаю принять их в Моздоке или в Прохладной или в самом Георгиевске, где вы за лучшее признаете, и оказав всевозможно ласковый прием, как новым верноподданным Е. И. В., доставить всякое удовлетворение по их делам, заключающимся в нижеследующем
1) До сего времени между Кабардинцами и Дигорцами, яко народами смежными и между собою издавна неприязненными, происходили по притязаниям Кабардинцев на их вольность взаимныя насилия, грабежи, захваты в плен, мщение за кровь и всякия другия коварныя ссоры. Из записки мне поданной Дигорскими старшинами усмотрел я, что между сими обоими народами заключено ныне перемирие чрез посредство Кабардинскаго владельца полк. Джанхотова, к которому Дигорский народ имея особенную доверенность, просит и ныне, чтобы по случаю вступления их в вечное подданство Российской Империи употребить при посредстве в. пр. сего-же самаго владельца к заключению полнаго мира между обоими народами. Почему, удовлетворяя желанию всего народа, вручил старшинам письмо от меня на имя полк. Джанхотова, в котором приглашаю его по требованию в. пр. непременно явиться к вам в назначенное место, хотя не для заключения мира, поелику с сего времени оба народа, как подданные одного Г. И. и равно зависящие от власти Российскаго правительства, не могут сами между собою ни войны вести, ни заключать мира или перемирия, ни-же постановлять каких либо обязательств, нарушающих общественное спокойствие, но для прекращенья прежней вражды и ссор и для восстановления на будущее время добраго согласия, основаннаго на искренности, с преданием вечному забвению всего прошедшаго. В письме моем к полк. Джанхотову я присовокупил, что он безуклонно обязан исполнить сию порученность как по присяге, данной им на верность службы Е. И. В. и по чину им носимому, так и по доверию к нему всего Дигорскаго общества, что самое служит доказательством его благородных правил и справедливости, делающих ему особенную честь и требующих, чтобы он доверенность сию оправдал на самом деле, употребив все свое усердие к соглашение между собою обоих народов и к истреблению всех прежних неудовольствий, яко вредящих не только пользам службы Е. И. В., но и общественному благосостоянию. В. пр.-же предписываю, по прибытии на Кавказскую Линию поверенных от Дигорскаго общества, тотчас вытребовать к себе полк. Джанхотова, объявить ему причину вашего вызова и чрез благоразумныя внушения о чести, ему выбором в посредники между двумя народами делаемой, и о признательности к нему всещедраго Монарха, если он с своей стороны окажет нелицемерное содействие в сем деле к пользам службы Е. И. В., преклонить его к принятию на себя обязанности посредника. Впрочем, само собою разумеется, что все соглашения его и переговор с Дигорскими поверенными, как и взаимныя между ними обязательства должны происходить под непосредственным влиянием в. пр., которое, я уверен, будет вами соображено с общими пользами и для дел службы Е. И. В. и для обоих народов.
2) Между Дигорским народом с Тагаурцами, Куртатинцами и Цумутцами происходили такия-же распри и месть, как и с черкесами; итак просьба сих новых подданных Е. И. В. состоит в том, чтобы чрез посредство в. пр. водворить также согласие, тишину и спокойствие между ними и вышеупомянутыми народами, зависящими от власти Российскаго правительства. Вследствие чего поручаю в. пр. или вам самим, буде обстоятельства позволят, отправиться во Владикавказ с поверенными Дигорскими и сходно с их желанием, вызвав к себе Девлетуко Баделидзе и Хасая Кубадис-швили с несколькими другими старшинами сих народов, возстановить между ними доброе согласие и взаимное примирение, или с полным со стороны вашей наставлением препоручить исполнение сего дела Владикавказскому коменданту ген.-м. Адриано, с предписанием, чтобы он впоследствии времени Дигорцам, как новым подданным России, оказывал всякую законную защиту от несправедливых насилий и обид со стороны вышесказанных народов и внушил-бы сим последним, что поднимая оружие против Дигорцев или производя у них грабежи и хищничества, они будут ответствовать также, как если-бы они вооружились против правительства и войск Е. И. В., потому что Дигорцы признаны теперь наравне с Российскими подданными. Сие-же правило должно быть наблюдаемо и в отношении сих народов к Кабардинцам.
3) Свободное сообщение и торговлю Дигорских народов с Владикавказом, Моздоком и по всей Кавказской Линии не только предписываю вам дозволить, но всевозможно покровительствовать оной, не упуская однако-же из виду никаких злоупотреблений, могущих происходить чрез тайные проезды мимо карантинов и прочаго, а особливо богопротивной продажи пленных христиан Кабардинцам и другим народам, коих они, похищая у Имеретинцев и Мингрельцев им сопредельных, также у Осетинцев христианскаго исповедания, доселе производили ими таковой законопротивный торг.
Наконец, 4) старшины от имени всего Дигорскаго народа, учинившие присягу на вечную верность подданства Е. И. В., объявили мне, что они чрез поверенных своих, которые по избрании от общества будут отправлены к в. пр., откроют вам дорогу, доселе в секрете остававшуюся, по которой можно иметь сообщение между Моздоком и Рачинским уездом, к Имеретии принадлежащим, не более как чрез 5 дней на 6-й. Если сие справедливо, то столь близкое и прямое учреждение коммуникации между Моздоком и Имеретиею могло-бы принести весьма важныя пользы как для службы Е. И. В., так и для коммерции. Для чего возлагаю на особенную обязанность в. пр. разведать подробно от поверенных Дигорскаго общества о всех дорогах, прямо из Моздока ведущих в Имеретию, и сверх того, как старшины у меня в Кутаисе сами объявили, что для лучшаго удостоверения может с поверенными их отправиться Российский чиновник для обозрения всех дорог и избрания выгоднейшей, которыя будут ему показаны, с ответственностью за безопасность сего чиновника, то в. пр. после объяснения о сем предмете с Дигорскими поверенными не оставьте по выбору своему командировать с ними знающаго и благонадежнаго чиновника для обозрения дорог, снабдив с своей стороны подробным наставлением насчет замечаний, кои он должен будет сделать. При том старшины Дигорские объявили мне, что если Российское правительство признает за полезное устроить дорогу для прямого сообщения из Моздока с Имеретиею, то для безопасности оной и для пресечения разбоев и грабежей, кои могли-бы быть производимы чрез места, называемыя Басиани, Тагаур и Двалети, необходимо нужно для совершеннаго, так сказать, порабощения их поставить часть Российскаго войска при р. Ардоне, протекающей между Дигором и Тагауром не далее разстоянием 2½ или 3-х часов езды от Владикавказа, каковое место они описали мне, как изобилующее всеми выгодами в разсуждении лугов, лесов, рыбную и звериную ловлею и прочих потребностей. Почему чиновнику, который от вас будет послан для обозрения дорог, не оставите также препоручить осмотрение сего места и сделание самых верных и основательных насчет удобства или невозможности учредить в оном непременный военный пост. Затем, когда вся сия порученность, на вас возлагаемая по делам Дигорскаго народа, будет в. пр. окончена, то об успехах оной, также о сведениях, какия вы приобретете из личных разговоров с поверенным от Дигорскаго общества, и о собственных ваших суждениях, соображенных с местными обстоятельствами и с пользою для службы Е. И. В., не оставьте в. пр. донести мне в подробности, для всеподданнейшаго представления о том Г. И.
616. Рапорт ген.-м. Адриано ген. Ртищеву, от 15-го ноября 1815 года, № 1446.
При сем имею честь представить на благоусмотрение в. выс-а депутатов от непокоренных еще народов 2-х ущелий, Оллагирцами и Мизурцами называемых, склоненных мною посредством переводчика моего пятидесятника Константинова и преданных Российской Империи – Инала и Эйнуса Дударовых, принять верноподданство и св. крещение. Сии народы обитают в утесистых ущельях, вышеписанными именами называемых, от Владикавказской крепости на полтора дня езды, и занимают 51 селение. Отцы их были христианами, но современем с одной стороны недостаток в церкви и священниках, с другой от притесняющих соседственных народов Тагаурцев, а паче Кабардинцев и других впали в неистовство мухаммеданской веры, желают защиты и покровительства высокославной Российской Империи и просвещения православною верой; и так как они живут в невыгодных ущельях, – переселиться на равнину при р. Ардон, от подошвы гор, где ныне обитают, до Кабарды с одной стороны, а с другой до Куртатинской земли простирающуюся, и потому просят для защиты своей построить редут, в котором-бы жил начальник русский, который-бы разбирал их дела и жалобы, – с одною комплектною ротою, с пушкою и 50 козаками, а для утверждения их в христианской вере и отправления оной, построить им церковь и определить священника. Редут сей и церковь могут равным образом служить для Куртатинцев, вступивших до меня в Российское подданство и которые безпрестанно о сем просят. Доложив почтеннейшее о сем и предав на благоразсмотрение и волю в. выс-а, долгом поставляю препоручить милостивому покровительству вашему сих 2-х усердных и преданных Дударовых и в особенности переводчика пятидесятника Константинова, по всем отношениям заслуживающаго поощрения, и о коих на безпрестанныя услуги, усердие и верность я представил по команде о награждении их прапорщичьими чинами.
617. Тоже, от 29-го декабря 1815 года, № 1660.
Оллагирцы и Мизурцы, возвратясь из Тифлиса, учинили присягу на верность подданства Г. И. Аманатчиков на первый случай не согласились дать, говоря, что со временем и аманатчиков дадут, а что теперь трудно согласить своих соотчичей, никакого о том понятия не имеющих, отдавать своих детей; во уверение-же, что они будут верными и никакого зла не сделают, представили поручителя, – того самаго Инала Дударова, который с ними был у в. выс-а. Я, судя, что в самом деле народ дикий, живущий всякий по своей воле, без всякаго между собою начальства, трудно и уверить других, что дети их не пропадут, удовольствовался поручителем, человеком верным и который всегда в глазах, тем более еще, что сие согласно с бережливостью издержек на аманатчиков, от которых не более пользы иметь можно, как и от поручителя. Земли, на которых они просят поселиться, сколько я мог получить сведения, принадлежат им самим, – никому более. Цель их вступить в подданство и принять христианский закон повидимому есть та, чтобы иметь защиту от Кабардинскаго тиранства и грабежа, что и доказывает поступок Кабардинца Мамеда Дохчукова. Сей мошенник, по возвращении депутатов отсюда в свою землю, напал на сих бедных людей и ограбил у них 8 пар волов, 23 ружья и шашек, 5 лошадей и несколько ароб с пожитками, за то единственно, зачем они пошли, присягнули Русским и хотят креститься. Я не понимаю, какое право имеют Кабардинцы как народ притеснять другие народы и принуждать к мухаммеданству, тогда когда сами называются и должны быть верноподданными Г. И. Я ожидаю сюда Ивана Петровича (Дельпоцо) и тогда постараюсь, буде можно, доставить им удовлетворение. Болезнь, которая и по сию пору меня держит дома, не позволила мне туда ехать и осмотреть местоположение и жилища сих, равно и соседственных народов и поля, на которыя они желают быть переселенными; с другой стороны, теперь, зимою, так как все покрыто снегом, то и здоровому человеку нельзя основательно усмотреть и потому наверно донести в. выс-у не могу, какая действительно польза для нас произойти может от учреждения там военнаго поста. Думаю однако-же, что таковой пост, будучи в средине народов Оллагирскаго, Мизурскаго, Куртатинскаго и Кабардинскаго, может удержать сей последний от нанесения прочим обид и грабительства и тем привязать их к Российскому правительству и сделать современем из них настоящих и полезных верноподданных, а также удержать на злость Кабардинцев, которых, по мнению моему, должно всячески стараться ослабить и современем привести в настоящее верноподданническое состояние, а не так как они ныне. Впрочем дело сие, равно и мое мнение предаю на благоразсмотрение в. выс-а. – Несколько камушек, принесенных ко мне из того Оллагирскаго ущелья, которые, кажется, содержат в себе металлы, – так как я о металлургии понятия не имею, долгом поставляю почтеннейшее представить в. выс-у на благоразсмотрение в тех мыслях, что может быть искусные в металлургии в Тифлисе найдут, что который нибудь из них стоит внимания; из оных свинец и сера верно стоят, а прочие не знаю.
618. Клятвенное обещание Дигоских старшин, от 9-го шевваля 1231 (1815) года.
Мы, нижеименованные Дигорские старшины и духовные, за себя и за весь нам подвластный народ обещаемся и клянемся перед всемогущим Богом, великим пророком Мухаммедом сильным с четырьмя его преемниками и святым его Кораном, в том, что хотим и должны Е. И. В. всемилостивейшему великому Г. И. Александру Павловичу, самодержцу Всероссийскому и Е. И. В. Всероссийскаго Престола Наследнику, который назначен будет, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, на щадя живота своего до последней капли крови, и все высокому Е. И. В. самодержавству, силе и власти принадлежащия права и преимущества, узаконенныя и впредь узаконяемыя, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять и при том по крайней мере стараться споспешествовать все, что к Е. И. В. верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может. О ущербе-же Е. В. интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаем, не токмо благовременно объявлять, но всякими мерами отвращать и не допущать тщатися, и всякую нам вверенную тайность крайне хранить будем и безмолвно повиноваться Высочайшим повелениям и постановленных начальников и по ним надлежащим образом по совести своей исправлять и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяге не поступать и таким образом себя вести и поступать как верным Е. И. В. подданным благопристойно есть и надлежит, как мы пред Богом и судом Его страшным в том всегда ответ дать можем, как суще нам Господь Бог душевно и телесно да поможет. В заключение-же сей нашей клятвы целуем книгу св. Коран и в оном страшныя слова. «валах, биллях, таллах». Аминь.
619. Рапорт ген.-м. Дельпоцо ген. Ртищеву, от 29-го января 1816 года, № 53. – Георгиевск.
Дигорские старшины Али и Хамурза Черкесидзе, Заур-бей и Давлетуко Баделидзе, в проезд мой из Кизляра в сел. Прохладном подали мне предписание в. выс-а, посланное с ними, от 7-го октября, а вместе с сими старшинами прибыл и Кабардинский владелец подполк. кн Кучук Джанхотов. Он тотчас объявил мне, что получил ваше письмо и по неизменяемой преданности его к пользам Всероссийской Империи, по высокому уважению особы в. выс-а и по искреннему желанию в возстановлении между всеми горскими народами прочнаго спокойствия, основаннаго на взаимной дружбе, охотно принимает на себя посредство к прекращению всех бывших между Кабардинским и Дигорским народом враждебных несогласий. – Но как по обстоятельствам службы я не мог тогда-же обратиться к Владикавказу, чтобы видеть место, на которое Дигорский народ желает переселиться извнутри гор, чтобы пригласить и прочих горских народов, во вражде с Дигорцами пребывающих, к забвению всех прежних неудовольствий и чтобы во всем этом сделать свое соображение для пользы службы, которая-бы сопряжена была с пользою народов, то объявив старшинам о времени прибытия моего во Владикавказскую кр., и повторив Кабардинскому владельцу подполк. Джанхотову о обязанности, в. выс-м на него возложенной, поспешил быть в Георгиевске, чтобы управиться с предстоявшими нужнейшими делами, откуда 7-го числа сего месяца выехал для исполнения воли вашей изъясненной в предписании за № 907.
Вызвав некоторых Осетинских старшин вместе с Дигорскими, вместе со всеми отправился при подошве гор по ведущей к р. Ардон дороге, которая пересекается реками Черною Кобанкою, Куртатою, Хатал-дон, наконец ведет чрез Ардон на малой речке на равнину, где и имеют Дигорцы намерение поселиться. Вообще путь сей на разстоянии 38 верст в начале весьма ровен, а далее несколько затруднителен, но может быть поправлен и сделан удобным, – только не иначе, как от Владикавказа; от Моздока-же или Екатеринодара чрез малую Кабарду совершенно не возможен по большому числу встречающихся быстрых и топких рек. Впрочем местоположение при Ардоне действительно изобилует всеми выгодами натуры и доставит несомненное благо владельцам онаго. В разсуждении дороги чрез горы в Имеретии, хотя Дигорцы и уверяли меня, как доносил и в. выс-у, что по желанию на услуги для пользы принявшей их в покровительство России, они откроют сию дорогу, но нельзя еще в оной удостовериться, не имея возможности видеть сей путь по глубокой в горах зиме; с открытием-же весенняго времени, когда не будет никаких препятствий и когда существенныя расположения ущелья будут обнажены от снега, я отправлю знающаго чиновника для обозрения всей дороги, к Имеретии пролегающей. Между тем, назначил сам место на южной стороне р. Ардона для построения на оном воинскаго укрепления, которое будет защитою Дигорцев против покушения каких либо неприязненных народов. Рота пехоты, 1 артиллерийское орудие с некоторым числом козаков будут занимать и составлять силу онаго укрепления, сообщение с коим будет несколько затруднительно от апреля до сентября месяца, т. е. во время обыкновеннаго умножения в реках воды и чрезвычаинаго оной стремления, а особенно в последней р. Ардоне, которая и теперь нимало неменее Терека; а потому транспортировку провианта и прочих нужных запасов для имеющих быть в укреплении чинов я предполагаю делать из Владикавказа между апрелем и сентябрем месяцами; но для транспортировок в Имеретию, если дорога туда будет безпрепятственная, я не оставлю распорядиться по особенному соображению своему и утверждению в. выс-а моего предположения, которое по последствию буду иметь честь на разсмотрение ваше представить.
Согласив наконец Тагаурских, Куртатских и Цумутских Осетин прекратить все распри между Дигорцами, провождая жизнь дружескую между собою, будучи единодушно верно преданными пользам службы Е. И. В., и получив от некоторых из них изъявление желания выйти из гор и поселиться на плоскости, под сохранением тишины и спокойствия, – я, как скоро получит свободу от болезни подполк. кн. Кучук Джанхотов, не оставлю стараться, чтобы подобные раздоры были забыты и между Кабардинским народом с водворением братскаго среди всех союза, который не только возстановит общее благополучие их, но и принесет ощутительныя пользы для самой России, ежели только продлится подобное великодушие, каковое в. выс-о оказываете для блага здешняго края.
Как по словам Дигорцев обитают за ними далее по ущелью народы Нарцы, Туольты (?), Биглаты (?), Тибы и в смежности с Грузиею Калани, то на случай свободнаго чрез места ими занимаемыя сообщения не благоугодно-ли будет в. выс-у поручить кому либо пригласить их не причинять ни малейших в том препятствий и вместе с тем положить обузданность, которая-бы заставляла их жить в спокойствии и послушном повиновении.
620. Письмо ген. Ртищева к подполк. Кучук-бею Джанхотову, от 24-го июля 1816 года, № 807.
На одно из 5 писем ваших, в котором вы уведомляете об исполнении вами моего препоручения в разсуждении соглашения Дигорскаго народа ко вступлению в подданство могущественнейшей Всероссийской Империи и о прекращении вражды, существовавшей между сим народом и Кабардинцами, имею удовольствие ответствовать, что для меня весьма приятно изъявить вам чрез сие мою искреннейшую благодарность за оказанное вами в сем случае старание, которое отношу к отличной преданности и усердию вашему на пользу службы Е. И. В., о чем я и не премину засвидетельствовать пред всемилостивейшим и великим нашим Г. И., с испрошением приличнаго за сие награждения как для в. с., так и для рекомендуемых вами узденя Куденетова и переводчика, за понесенные ими при сем случае труды. Что-же касается до народа Дигорскаго, то сходно с вашим представлением я не применул вместе с сим предписать ген.-м. Дельпоцо и Кавказскому гражданскому губернатору о позволении сим новым подданным Российским ездить по надобностям своим в Россию и об оказании им всякаго покровительства, наравне с прочими подданными Российской Империи. . . . . . . . . . .
621. Тоже, к старшинам и всему народу Дигорскому, от 24-го июля 1816 года, № 808.
Чрез старшин ваших Девлетуко Абисалова, Али Кантемирова, Иналуко Кубатова и Кази Туганова я получил ваше письмо, из коего, к совершенному удовольствию моему, усмотрел я о учинении вами присяги на верность и подданство великому и могущественнейшему Г. И. Всероссийскому и о прекращении несогласий, до ныне существовавших между вами и Кабардинцами; почему, изъявляя за сие вам, почтенные старшины и весь народ Дигорский, искреннюю мою признательность, я удостоверяю вас, что если вы не на одном обещании, а на самом деле сохраните верность свою к России, в чем однако-же я и не сомневаюсь, то благоденствие ваше, покровительствуемое столь сильною и могущественною Империею, никогда и никем нарушено не будет. При чем нахожу за нужное уведомить вас, что от меня сделано уже распоряжение не только о непрепятствовании вам ездить в Кавказскую губернию и в Кабарду по торговым своим промыслам, но еще приказано оказывать вам в нужном случае всякое покровительство наравне с прочими Российскими подданными. Только при сем случае я советую вам, чтобы отправляющиеся от вас люди для прописанной надобности снабжаемы были письменными билетами от подполк. кн. Джанхотова, для соблюдения порядка и для отвращения того, чтобы под именем вашим не могли пользоваться сими преимуществами другие народы, не находящиеся еще под покровительством России. Затем, отправляя обратно означенных вами посланных, принятых мною с приличным уважением, для меня весьма приятно повторить при сем случае уверение во всегдашнем благорасположении. . . . . . . . . . .
622. Предписание ген. Ртищева ген.-м. Дельпоцо, от 24-го июля 1816 года, № 809.
. . . В удовлетворение поступивших ко мне от Кабардинскаго владельца подполк. кн. Кучук-бея Джанхотова просьб, предписываю в. пр. сделать зависящее от вас исполнение по следующему предмету.
Так как из уведомления его ко мне видно, что Дигорский народ уже принял присягу на вечную верность и подданство Российской Империи, то сходно с желанием сего народа и представлением кн. Кучук-бея Джанхотова в разсуждении позволения им ездить в Кавказскую губернию и в Кабарду по торговым своим промыслам – я поручаю в. пр. по предварительному сношению вашему с Кавказским гражданским губернатором сделать по сему надлежащее распоряжение, наблюдая в сем случае, дабы из приезжающих в наши границы Дигорцев пропускаемы были те только, кои будут иметь письменный вид от подполк. кн. Джанхотова, дабы чрез сие удобнее можно было соблюсти порядок и пресечь способ другим горским народам, не состоящим еще в покровительстве России, под именем Дигорцев пользоваться предоставленными им преимуществами. . . . . . . . . .
Текст для публикации в блоге подготовил
Ираклий Хартишвили
No comments:
Post a Comment