В последнее время я вынес из библиотеки книгу – М. В. Нечкина, А. В. Фадеев, «История СССР», учебное пособие для 7-го класса, М., 1962. В ней в начале даётся «оглавление» к учебнику, в котором имеются следующие разделы и главы:
I. НАША РОДИНА В ДРЕВНОСТИ
Г л а в а I. Первобытнообщинный строй и рабовладельческий строй в истории нашей страны. Древние славяне
II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛИЗМА НА РУСИ
Г л а в а II. Древнерусское феодальное государство с IX в. до начала XII в.
Г л а в а III. Феодальная Русь в XII-XIII вв.
Г л а в а IV. Монголо-татарское нашествие. Борьба с монголо-татарскими, немецкими и шведскими феодалами.
Г л а в а V. Образование и развитие русского централизованного государства
Г л а в а VI. Борьба народов нашей страны против польских и шведских феодалов в начале XVII в.
Г л а в а VII. Освободительная борьба украинского и белорусского народов. Воссоединение Украины с Россией
Г л а в а VIII. Усиление крепостного права и самодержавия в XVII в. Крестьянская война под предводительством Степана Разина
III. УТВЕРЖДЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОЙ РОССИИ. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Г л а в а IX. Начало развития капитализма в Западной Европе. Образование Российской империи
Г л а в а X. Дальнейшее развитие капитализма в Западной Европе и в Северной Америке
Г л а в а XI. Разложение крепостничества и развитие капиталистических отношений в России (середина и вторая половина XVIII в.)
Г л а в а XII. Отечественная война 1812 г. Декабристы
IV. ПОДЪЁМ РАБОЧЕГО И НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО КОММУНИЗМА. ПАДЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ
Г л а в а XIII. Развитие капитализма и подъём революционного движения в середине XIX в. Возникновение научного коммунизма
Г л а в а XIV. Развитие капитализма и революционная борьба во второй половине XIX в. Россия в период капитализма
Как видим, книга в основном посвящена истории России, а о других народах Советского Союза в ней очень скудные сведения, которые никак не давали достаточных знаний учащимся об исторической жизни народов СССР. Например, в разделе II «возникновение и развитие феодализма...» рассматривается только развитие его «на Руси», тогда как и у других народов бывшего СССР происходили аналогичные процессы, однако, со своими особенностями и со своей историей. Только в главе IV. Монголо-татарское нашествие. Борьба с монголо-татарскими, немецкими и шведскими феодалами, имеется – § 10. Начало монголо-татарского нашествия. Борьба народов Средней Азии и Закавказья с монголо-татарскими завоевателями.
В другом учебнике для старших классов: П. П. Епифанов, И. А. Федосов, История СССР, учебное пособие для IX-X классов средней школы, м., 1964, передаются уже отдельные моменты из истории народов Средней Азии и Закавказья. Именно там во втором разделе «Возникновение и развитие феодализма» в главе III. Восточная Европа, Закавказье и Средняя Азия в период феодальной раздробленности. Борьба народов нашей страны за независимость, имеются – § 8. Народы Закавказья и Средней Азии в период утверждения феодализма и § 9. Борьба народов нашей страны за независимость в XIII в. (т. е. опять о времени монголо-татарского нашествия). А в главе VIII. Россия в начале XIX столетия. Отечественная война 1812 года, в § 37. Внутренняя и внешняя политика самодержавия в начале XIX века, упоминается и о вхождении Грузии в состав Российской империи.
Исходя из вышесказанного можно заключить, что власти Советского Союза и научно-творческая элита русского общества оберегали русских детей от чрезмерной нагрузки историей нерусских народов СССР и только в старших классах преподавали им, и то в небольших объёмах отдельные моменты истории этих народов. И это вполне объяснимо: для учащихся средних и меньших классов средней школы было гораздо ближе, роднее и легче усваивание собственной истории с уже знакомыми именами, названьями мест и владений, с теми событиями и датами, о которых они уже слышали от своих родных и других старших людей, читали в рассказах и повестях художественной литературы, смотрели в мультипликационных, художественных и документально-публицистических фильмах и, наконец, нередко сами жили в некоторых из этих городов и мест.
А для учащихся средних школ остальных республик Советского Союза в преподавании истории подход был совсем противоположный тому, что мы видели выше. Здесь уже на первое место выходило преподавание именно истории СССР на основе переводов на языки народов этих республик тех русских учебников, которые были одобрены министерством просвещения РСФСР. К примеру могу привести учебник истории СССР на грузинском языке: История Союза ССР. Учебник для IX класса средних школ под редакцией проф. А. М. Панкратовой. 10-е грузинское издание. изд. «Цодна» («Знание» - по русский – И. Х.), 1961 (Институт истории АН СССР, перед загл. авторы: проф. К. В. Базилевич, проф. С. В. Бахрушин, проф. А. М. Панкратова, доц. А. В. Фохт). Или же: История Союза ССР, учебник для X класса средних школ, по 10-у русскому изданию под редакцией проф. А. М. Панкратовой (авторы те же – И. Х.). Перевод Ш. Асатиани и М. Хухунашвили, 1951. Или: История Союза ССР. Короткий курс, учебник для четвёртого класса. Под редакцией проф. А. В. Шестокова. Тбилиси «Сахелгами» («Госиздат» - по русский – И. Х.), 1950, и так далее.
Таким образом, учащиеся средних школ нерусских народов с самых низших классов обучались не родной своей истории (как их русские сверстники), а чужой для них истории с чужими именами, названиями городов и областей (княжеств) и т. д., что с одной стороны требовало вложения серьёзных дополнительных усилий от этих детей, вызывало этим неприязнь к учебному предмету и, с другой, их родная история оказывалась оттеснённой на обочине учебного процесса. Все эти прелести и я сам испытал на себе в годы учёбы в грузинской средней школе в городе Тбилиси с 1966 по 1977 гг. Нам историю Грузии преподавали по одному учебнику с 7-го по 10-й класс, и как я помню, объём занятий составлял – один урок в две недели. Это и было объяснимо и понятно, потому что учебная программа была так загружена другими учебными предметами, общими и обязательными для всех советских школ, что пройти ещё и основательный курс истории Грузии с большим учебным временем и несколькими учебниками – просто не оставалось возможности.
Всё это порождало, с одной стороны, недовольство у детей учебным предметом, что потом уже довольно легко переходило в другие формы недовольства, а причин и поводов для этого было достаточно; с другой стороны же, толкало и побуждало людей уже смолоду познавать свою историю через художественную литературу, газетные и журнальные статьи или телепередачи, художественные и документально-публицистические фильмы, авторы которых нередко в обход реальной истории выносили на первый план своё виденье или своё отношение к тем или иным событиям в родной истории; то есть, к примеру описывали отдельные злоупотребления со стороны русских чиновников и офицеров, которые к сожалению имели место, и не редко, в русско-грузинских отношениях XIX столетия, и трагические события, наваливавшиеся на голову грузинского и негрузинского населения от всех этих злоупотреблений. О таких явлениях пишет и академик Н. Ф. Дубровин в своей книге «История войны и владычества русских на Кавказе», в конце III тома в главе «Первые дни русского правления в Грузии». Но он в этой-же книге описывает и много положительного для народов Кавказа от русского владычества, и именно изучение и основательные знания русско-грузинских исторических отношений, по моему нынешнему убеждению, не привели бы и грузин и русских к тому противостоянию, к тем драматическим и нередко трагическим событиям, которые мы все пережили в минувшие десятилетия, и которые может ещё предстоит нам всем пережить.
Ираклий Хартишвили
I. НАША РОДИНА В ДРЕВНОСТИ
Г л а в а I. Первобытнообщинный строй и рабовладельческий строй в истории нашей страны. Древние славяне
II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛИЗМА НА РУСИ
Г л а в а II. Древнерусское феодальное государство с IX в. до начала XII в.
Г л а в а III. Феодальная Русь в XII-XIII вв.
Г л а в а IV. Монголо-татарское нашествие. Борьба с монголо-татарскими, немецкими и шведскими феодалами.
Г л а в а V. Образование и развитие русского централизованного государства
Г л а в а VI. Борьба народов нашей страны против польских и шведских феодалов в начале XVII в.
Г л а в а VII. Освободительная борьба украинского и белорусского народов. Воссоединение Украины с Россией
Г л а в а VIII. Усиление крепостного права и самодержавия в XVII в. Крестьянская война под предводительством Степана Разина
III. УТВЕРЖДЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОЙ РОССИИ. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Г л а в а IX. Начало развития капитализма в Западной Европе. Образование Российской империи
Г л а в а X. Дальнейшее развитие капитализма в Западной Европе и в Северной Америке
Г л а в а XI. Разложение крепостничества и развитие капиталистических отношений в России (середина и вторая половина XVIII в.)
Г л а в а XII. Отечественная война 1812 г. Декабристы
IV. ПОДЪЁМ РАБОЧЕГО И НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО КОММУНИЗМА. ПАДЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ
Г л а в а XIII. Развитие капитализма и подъём революционного движения в середине XIX в. Возникновение научного коммунизма
Г л а в а XIV. Развитие капитализма и революционная борьба во второй половине XIX в. Россия в период капитализма
Как видим, книга в основном посвящена истории России, а о других народах Советского Союза в ней очень скудные сведения, которые никак не давали достаточных знаний учащимся об исторической жизни народов СССР. Например, в разделе II «возникновение и развитие феодализма...» рассматривается только развитие его «на Руси», тогда как и у других народов бывшего СССР происходили аналогичные процессы, однако, со своими особенностями и со своей историей. Только в главе IV. Монголо-татарское нашествие. Борьба с монголо-татарскими, немецкими и шведскими феодалами, имеется – § 10. Начало монголо-татарского нашествия. Борьба народов Средней Азии и Закавказья с монголо-татарскими завоевателями.
В другом учебнике для старших классов: П. П. Епифанов, И. А. Федосов, История СССР, учебное пособие для IX-X классов средней школы, м., 1964, передаются уже отдельные моменты из истории народов Средней Азии и Закавказья. Именно там во втором разделе «Возникновение и развитие феодализма» в главе III. Восточная Европа, Закавказье и Средняя Азия в период феодальной раздробленности. Борьба народов нашей страны за независимость, имеются – § 8. Народы Закавказья и Средней Азии в период утверждения феодализма и § 9. Борьба народов нашей страны за независимость в XIII в. (т. е. опять о времени монголо-татарского нашествия). А в главе VIII. Россия в начале XIX столетия. Отечественная война 1812 года, в § 37. Внутренняя и внешняя политика самодержавия в начале XIX века, упоминается и о вхождении Грузии в состав Российской империи.
Исходя из вышесказанного можно заключить, что власти Советского Союза и научно-творческая элита русского общества оберегали русских детей от чрезмерной нагрузки историей нерусских народов СССР и только в старших классах преподавали им, и то в небольших объёмах отдельные моменты истории этих народов. И это вполне объяснимо: для учащихся средних и меньших классов средней школы было гораздо ближе, роднее и легче усваивание собственной истории с уже знакомыми именами, названьями мест и владений, с теми событиями и датами, о которых они уже слышали от своих родных и других старших людей, читали в рассказах и повестях художественной литературы, смотрели в мультипликационных, художественных и документально-публицистических фильмах и, наконец, нередко сами жили в некоторых из этих городов и мест.
А для учащихся средних школ остальных республик Советского Союза в преподавании истории подход был совсем противоположный тому, что мы видели выше. Здесь уже на первое место выходило преподавание именно истории СССР на основе переводов на языки народов этих республик тех русских учебников, которые были одобрены министерством просвещения РСФСР. К примеру могу привести учебник истории СССР на грузинском языке: История Союза ССР. Учебник для IX класса средних школ под редакцией проф. А. М. Панкратовой. 10-е грузинское издание. изд. «Цодна» («Знание» - по русский – И. Х.), 1961 (Институт истории АН СССР, перед загл. авторы: проф. К. В. Базилевич, проф. С. В. Бахрушин, проф. А. М. Панкратова, доц. А. В. Фохт). Или же: История Союза ССР, учебник для X класса средних школ, по 10-у русскому изданию под редакцией проф. А. М. Панкратовой (авторы те же – И. Х.). Перевод Ш. Асатиани и М. Хухунашвили, 1951. Или: История Союза ССР. Короткий курс, учебник для четвёртого класса. Под редакцией проф. А. В. Шестокова. Тбилиси «Сахелгами» («Госиздат» - по русский – И. Х.), 1950, и так далее.
Таким образом, учащиеся средних школ нерусских народов с самых низших классов обучались не родной своей истории (как их русские сверстники), а чужой для них истории с чужими именами, названиями городов и областей (княжеств) и т. д., что с одной стороны требовало вложения серьёзных дополнительных усилий от этих детей, вызывало этим неприязнь к учебному предмету и, с другой, их родная история оказывалась оттеснённой на обочине учебного процесса. Все эти прелести и я сам испытал на себе в годы учёбы в грузинской средней школе в городе Тбилиси с 1966 по 1977 гг. Нам историю Грузии преподавали по одному учебнику с 7-го по 10-й класс, и как я помню, объём занятий составлял – один урок в две недели. Это и было объяснимо и понятно, потому что учебная программа была так загружена другими учебными предметами, общими и обязательными для всех советских школ, что пройти ещё и основательный курс истории Грузии с большим учебным временем и несколькими учебниками – просто не оставалось возможности.
Всё это порождало, с одной стороны, недовольство у детей учебным предметом, что потом уже довольно легко переходило в другие формы недовольства, а причин и поводов для этого было достаточно; с другой стороны же, толкало и побуждало людей уже смолоду познавать свою историю через художественную литературу, газетные и журнальные статьи или телепередачи, художественные и документально-публицистические фильмы, авторы которых нередко в обход реальной истории выносили на первый план своё виденье или своё отношение к тем или иным событиям в родной истории; то есть, к примеру описывали отдельные злоупотребления со стороны русских чиновников и офицеров, которые к сожалению имели место, и не редко, в русско-грузинских отношениях XIX столетия, и трагические события, наваливавшиеся на голову грузинского и негрузинского населения от всех этих злоупотреблений. О таких явлениях пишет и академик Н. Ф. Дубровин в своей книге «История войны и владычества русских на Кавказе», в конце III тома в главе «Первые дни русского правления в Грузии». Но он в этой-же книге описывает и много положительного для народов Кавказа от русского владычества, и именно изучение и основательные знания русско-грузинских исторических отношений, по моему нынешнему убеждению, не привели бы и грузин и русских к тому противостоянию, к тем драматическим и нередко трагическим событиям, которые мы все пережили в минувшие десятилетия, и которые может ещё предстоит нам всем пережить.
Ираклий Хартишвили
В основной части статьи я писал, что историю Грузии в грузинских средних школах преподавали только в старших классах да и то в сильно ограниченных объёмах. Сейчас у меня на руках три учебника по истории Грузии, которые изданы в 1960, 1967 и 1977 годах. На заглавном листе первого учебника написано, что он предназначен для VIII-X классов, и что издан под редакцией академика Нико Бердзенишвили. В учебнике имеются 435 страниц, а с 284 страницы начинается глава XVIII. «Формирование рабочего класса Грузии. Распространение марксизма», т. е., уже речь идёт о времени с начала 90-ых годов XIX столетия, а вся история Грузии с древнейших времён до 1890-ых годов помещена и изложена только на 283 страницах учебника.
ReplyDeleteУчебник истории Грузии, который издан уже в 1967 году, опять же под редакцией акад. Н. Бердзенишвили, и на обложке которого указано, что он предназначен для старших классов средней школы, содержит уже всего 322 страниц, из которых на 227 страницах изложена вся история Грузии до 1890-х годов, с 228 страницы уже начинается опять же глава XVIII. «Начало явной политической борьбы против самодержавия и первая буржуазно-демократическая революция в Грузии».
В учебнике же, изданном в 1977 году (я тогда и окончил среднюю школу), под авторством Шоты Месхиа и Виктора Гучуа, который предназначен для VII-X классов средней школы, имеется опять 322 страниц, из которых только на 208 страницах изложена вся история Грузии до 1890-х годов, а на 209-й странице начинается § 28. «Рабочее движение и распространение марксизма в 90-х годах».
Таким образом, уже и наглядно можно увидеть, насколько сжато и поверхносто обучалась грузинская молодёж своей родной истории в средней школе советского времени, с вытекающими от этого теми последствиями, о которых и говорится в статье.
Хочу написать ещё один комментарий. У меня на руках книга на русском языке "Н. Бердзенишвили, И. Джавахишвили, С. Джанашия, История Грузии, часть I, с древнейших времён до начала XIX века", под. ред. С. Джанашия, Учебник для старших классов средней школы, Тбилиси, 1946. И в этой книге имеются 460 страниц. Такой же учебник, естественно, есть и на грузинском языке. То есть, в 1940-х годах в средней школе Грузинской ССР история Грузии преподавалась опять же в старших классах, но её объём с древнейших времён до начала XIX в. составлял 454 страниц (без оглавления и вклеенных материалов - карт, схем). В учебнике же изданном в 1960 г., как видно из первого комментария, истории Грузии не до начала, а до конца того же XIX в., т. е. до распространения в Российской империи марксизма, уделено всего 283 страниц, в учебнике 1967 г. издания - 227 и в учебнике 1977 г. - 208 страниц. Вот такова картина советской реальности, в данном случае печальной реальности, в преподавании истории Грузии в грузинских средних школах.
ReplyDelete